Доставить нельзя отследить
О том, как компании не опаздывать на разгрузку сегодня и повысить качество доставки завтра
Альберт Геворкян ведущий менеджер продукта Master TMS |
Добрый день, коллеги. Меня зовут Альберт Геворкян, я — ведущий менеджер продукта MasterTMS. Моя зона ответственности — разработка и внедрение программных продуктов на базе системы управления транспортом, которая включает маршрутизацию, подбор перевозчика и мониторинг. Главная задача — повысить качество доставки грузов.
По нашим данным, за год спрос на автоматизацию логистики вырос на 12%. В городской доставке тренд на точность и скорость, который задают маркетплейсы, подхватили и другие компании. В магистральных перевозках, чтобы оптимизировать расходы на логистику, производители, дистрибьюторы и ретейлеры также все чаще устанавливают обязательные временные интервалы для доставки на склад или в торговую точку, за несоблюдение которых предусмотрен штраф — иногда его размер достигает стоимости груза.
Поэтому все больше компаний автоматизируют подбор перевозчиков и запускают маршрутизацию, чтобы ускорить и упростить логистику. Однако, к сожалению, часто от этого число проблемных рейсов не снижается.
- • Что теряют компании, если диспетчер не дозвонился до водителя в рейсе?
- • Чем может обернуться отклонение от маршрута на 15 минут?
- • Зачем делить рейсы на успешные и неудачные?
- • Что еще, помимо жалоб клиента, поможет повысить точность доставки?
- • И главное, почему грузы постоянно опаздывают и как решить эту проблему?
Ответить на эти вопросы постараюсь в статье. Выделим основные проблемы компаний, которые отслеживают грузы вручную или с помощью GPS-мониторинга и постараемся найти возможные пути их решения.
Проблема 1. Логист не успевает позвонить
Как правило, более 70% времени логист в небольшой компании тратит на отслеживание грузовиков в пути, диспетчер занимается этим круглые сутки. Чтобы проконтролировать одну машину, нужно не менее трех звонков в день. Например, утром диспетчер обзванивает всех, кто должен быть на погрузке, днем — отслеживает количество пройденных километров, вечером контролирует, чтобы никто не опоздал на разгрузку. В таком темпе один специалист может обзванивать не более 20 машин в день.«В высокий сезон, когда объем доставки увеличивается в два раза, логист или диспетчер как правило не успевает и сокращает количество звонков до одного-двух в день. Вслед за этим растет количество опозданий и снижается лояльность клиентов»
В высокий сезон, когда объем доставки увеличивается в два раза, логист или диспетчер как правило не успевает и сокращает количество звонков до одного-двух в день. Вслед за этим растет количество опозданий и снижается лояльность клиентов.
Избежать этого поможет автоматизация. Например, на платформе MasterTMS в магистральных перевозках, когда фура проходит тысячи километров, часто без связи и интернета, чаще всего компании используют мониторинг с помощью голосового робота. Голосовой помощник — это собственная разработка нашей компании. Он три раза в день обзванивает водителей, получает геолокацию и передает ее логисту в удобном формате — оповещением на электронную почту или в мобильном приложении. Робот дозванивается до водителя пока не получит статус груза.
При городских перевозках, когда за один день нужно доставить груз в 15-20 точек, компании как правило подключают мобильное приложение для мониторинга. Например, в мобильном приложении MasterTMS доступна информация о заказчике перевозки, грузополучателях, возможные маршруты доставки, документы на груз.
Приложение передает геолокацию непрерывно, четко фиксирует статусы, не допускает проезд вне зоны доставки, уведомляет о внештатных ситуациях. Если какой-либо статус в мобильном приложении не отмечен — робот дозванивается и фиксирует его.
На отслеживание одного грузовика искусственный интеллект тратит 15 минут, диспетчер или логист — не менее часа.
Проблема 2. Точки на карте есть, а жалоб меньше не стало
Сегодня на большинстве грузовиков установлен бортовой GPS-мониторинг. В теории компания должна получать данные о местонахождении груза в режиме реального времени. На практике, это не решает задачу — машины все равно регулярно опаздывают.Причина в том, что недостаточно передавать координаты машины, важно анализировать данные. После того, как система подтвердила местонахождение грузовика, необходимо отфильтровать рейсы на штатные и внештатные, когда машина задержалась на погрузке или разгрузке, произошла поломка в пути и так далее.
При магистральных перевозках также возникает риск утраты груза. Среди злоумышленников остается популярной схема «доверчивый перевозчик», когда мошенник звонит водителю в пути, представляясь грузополучателем с просьбой изменить место выгрузки.
Поэтому важно отслеживать, сколько километров осталось до конечной точки назначения и с какой скоростью движется грузовик. Если транспортное средство не запланировано съезжает с маршрута, это повод для того, чтобы дополнительно связаться с водителем и выяснить причину.
После того, как мы выявили проблему, выясняем, сколько времени потребуется на ее устранение и при необходимости заранее уведомляем клиента о риске опоздания.
Проблема 3. Продолжаем опаздывать
Московские будни. Водитель интернет-магазина чая и кофе как всегда доставляет посылки до двери клиентов. Утром все удачно — уложились в прогнозное время доставки. Наступает вечер. Система маршрутизации показывает, что успеваем доставить вовремя, но в итоге — пять опозданий подряд. Начинаем выяснять — почему так произошло? Анализируем данные системы мониторинга и выясняем, что водитель почему-то заправился не утром, как ему рекомендовала система, а вечером. И, потратив лишние 15 минут на заправку, он попал в пробку — в самый час пик.«Система маршрутизации показывает, что успеваем доставить вовремя, но в итоге — пять опозданий подряд. Начинаем выяснять — почему так произошло?»
Какой вывод можно сделать? Мониторинг нужен не только для контроля грузов, но и чтобы определить свои ошибки и наметить пути решения.
Например, есть плановое время, которое закладывает логист для доставки, с 9.00 до 12.00. А есть фактическое, груз прибыл только в 13.00. Получается, груз опоздал на час.
Если компания получила жалобу от клиента по этому поводу — проблему примут к сведению и постараются решить вопрос. Если нет, опоздание, которое возможно является системным, так и останется не зафиксированным. А значит, компания продолжит нести дополнительные временные и финансовые издержки на логистику.
Поэтому важно не только отслеживать грузы в пути, но и готовить регулярные отчеты. «План-фактовый» анализ включает успешные рейсы, и неудачные — по ним анализируем, когда, почему и насколько не попали в запланированное время доставки.
Выгружая такой отчет, можно не только определить системные проблемы, но и наметить пути решения — как повысить основные метрики доставки.
Какой путь мониторинга выбрать?
В завершение выделим несколько полезных советов, которые помогут при выборе системы мониторинга и работе на платформе.Другим достаточно просто понять, где находится машина один раз в день. В этом случае можно подключить голосового помощника, который контролирует процесс, а затем направляет уведомления на электронную почту. Чтобы подстроится под каждую задачу система должна быть гибкой, иначе вы потратите дополнительные ресурсы, которые в итоге не окупятся.
2. Проверьте, насколько система работает на практике. Большинство компаний подразумевают под мониторингом в логистике отслеживание груза по GPS-координатам. Возникает вопрос: поможет ли этот инструмент решить ваши задачи на практике? Чтобы проверить это, важно перед запуском протестировать систему.
3. Рассчитайте заранее стоимость внедрения. Если можно подключиться к действующей платформе, достаточно оплатить абонентское обслуживание. Если обязательна интеграция по API — будьте готовы вложиться в доработку программного обеспечения. На платформе MasterTMS доступны оба варианта подключения. Также выясните, нужно ли дополнительно оплачивать смс и звонки по итогам месяца. Как правило, удобнее работать, если эти расходы заранее включены в конечный тариф.
4. Проанализируйте окупаемость решения. Показатель измеряется в количестве времени на рутинные операции, которое вам удалось сэкономить по итогам отчетного периода. Также результатом работы качественной системы мониторинга должно быть повышение лояльности клиентов, а, следовательно, и числа повторных заказов.
5. Оценить уровень лояльности платформы. Изучите кейсы компании. Проанализируйте, готова ли она идти навстречу запросам конкретного клиента, например, включить дополнительные критерии мониторинга, дополнить платформу новыми полями и так далее. Важно так понять, сколько времени потребуется компании на доработку программного продукта.
Напоследок пожелаю, чтобы каждый инструмент автоматизации, который вы встречали на своем бизнес-пути упрощал и ускорял доставку!
Материал подготовлен совместно с компанией «ТН ЦИФРОВАЯ ЛОГИСТИКА».
Тэги: MasterTMS, мониторинг ТС, TMS, автоматизация логистики, управление автоперевозками
26.04.2023
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
-
Реестр для экспедиторов: похоронный марш или будущий гимн?
О том, какая судьба уготована компаниям «без активов», какие требования законопроекта трудновыполнимы и как бизнес предлагает их скорректировать -
Кофейная логистика: 1001 приключение на пути зерна
Об африканских мошенниках, угрозах пустить на удобрение, плаванье в мешке и других историях, в которые приходится влипать кофе на пути от плантации до чашки -
Хартии и реестры: обеление через «кипячение»
Кто и как пытался «отбелить» рынок внутрироссийских перевозок, что из этого вышло и какие ошибки не стоит повторять при создании новых реестров -
«ГосЛог»: обещания Минтранса VS тревоги бизнеса
О ходе эксперимента, перспективах платформы и ее сервисов, и опасениях участников рынка -
Логистика новых территорий: без страховки, без связи, «на мушке» у дронов
О том, как изменились тарифы на автоперевозки, сколько водителям доплачивают за рейс и почему перевозчики неохотно берут «обратку»