Заправиться и не разориться
Генеральный директор E1 CARD (ранее E100) в России Алексей Волосенков о ребрендинге ради развития компании в восточном направлении, топливных потерях перевозчиков в Азии, ограничениях на оплату и возможных решенияхС начала года розничные цены на дизельное топливо в России выросли на 9,7%: до 64,06 руб. за литр. Стоимость бензина увеличилась на 8,2%: до 50,66 за литр АИ-92 и 55,34 за литр АИ-95, согласно данным Росстата.
При этом топливные компании отменяют скидки для перевозчиков, финансовая нагрузка транспортников уже выросла на 15-20%, ранее сообщали в ассоциации «Грузавтотранс».
На восточных рынках бизнес также столкнулся с ростом расходов на топливо. Цены на заправках во многих странах Центральной и Восточной Азии существенно выше российских, а в некоторых и вовсе введены ограничения на ввоз и отпуск топлива.
Выясняем:
- • В каких странах Центральной Азии и Закавказья перевозчикам может не хватить топлива и почему?
- • Как не разориться на горючем в регионах, где оно на вес золота?
- • Как избежать роста топливных затрат из-за удлинения маршрутов доставки?
- • И, главное — на чем можно, а на чем нельзя экономить?
Об этом рассказал Алексей Волосенков — генеральный директор компании-поставщика безналичных платежных и цифровых решений для бизнеса с автопарком Е1 CARD в России. Группа компаний также ведет деятельность в Беларуси, Турции, Средней Азии и Закавказье.
Дефицит топлива, рост цен и сотни лишних километров
— За последние полтора года десятки отечественных перевозчиков запустили доставку между Россией, странами Центральной Азии и Закавказья. С какими сложностями они сталкиваются?Во-первых, теперь компании не могут оплатить топливо российскими банковскими картами. Во-вторых, им пришлось увеличить число рейсов через третьи страны, поэтому топливные расходы большинства перевозчиков выросли.
Помимо того, стоимость топлива в ряде стран Азии и Закавказья существенно выше, чем в России. На этих рынках продажу бензина и дизеля чаще всего регулируют государственные органы, и АЗС трудно предлагать клиентам условия с достойным соотношением «цена – качество».
Также в некоторых странах введены ограничения на количество отпускаемого топлива — если это не учитывать, возникнут сложности с вывозом грузов.
— В каких странах, например?
Проблемы есть, например, в Грузии, где действует лимит на ввоз иностранного топлива — от 200 до 500 литров в зависимости от транспортного средства. Поэтому мы договариваемся с приграничными АЗС, чтобы на станциях всегда был запас топлива для клиентов E1 CARD, и они могли комфортно продолжить свой маршрут через эту страну. Аналогичное ограничение действует в Турции — не более 550 литров для тентовых машин и не более 750 литров — для рефрижераторных.
Цены на топливо в Грузии продолжают бить рекорды. В ноябре розничная стоимость дизеля составляет $1,25 за литр, бензина — $1,23 за литр, согласно данным аналитиков Global Petrol Prices. В Турции цены еще выше: литр дизельного топлива в ноябре обойдется в $1,34, бензина — $1,23.
В Турецкой Республике цены на топливо устанавливает государственный орган EMRA. Стоимость зависит от конкретного расположения станций — чем дальше они от нефтеперерабатывающего завода, тем дороже. Из-за географических особенностей страны и высокого риска землетрясений производительность турецких НПЗ периодически снижается, из-за чего на некоторых АЗС возникает дефицит топлива.
— Можно ли избежать увеличения расходов на этих направлениях?
С учетом того, насколько востребована Турция, в которую можно заехать только через Грузию или Азербайджан, многие перевозчики готовы преодолеть лишние километры до Азербайджана, где цены на топливо существенно ниже, чем в Грузии — $0,4 за литр по состоянию на ноябрь. В Казахстане также сравнительно недорогое топливо, но в стране ежегодно случается сезонный дефицит горючего, из-за чего цены тоже могут расти. Более того, на отпуск топлива в это время действуют ограничения.
В любом случае, чтобы избежать резкого увеличения расходов, рекомендую тщательно планировать рейсы с помощью топливных сервисов маршрутизации. Например, в E1 CARD есть такой инструмент как Локатор — он позволяет строить маршруты и отслеживать цены на топливо в выбранных точках обслуживания по России, Беларуси, Турции, Средней Азии и Закавказью. Таким образом компания может заранее рассчитать стоимость заправок в рейсе.
Новый бренд, партнерские связи и восточные маршруты
— В прошлом году, пока перевозчики выходили на новые рынки, как адаптировалась ваша компания?В 2022 году российские топ–менеджеры выкупили бизнес международного холдинга E100 в восточном регионе, после чего был запущен процесс ребрендинга. С апреля 2023 года мы работаем под новым брендом — E1 CARD.
— Что изменилось кроме названия?
Первым делом мы сосредоточились на развитии новых направлений, а также сервисов, которые помогают сэкономить и оптимизируют анализ расходов автопарка.
Мы расширили сеть приема топливной карты E1 CARD в Грузии, Армении, Турции, Таджикистане, Азербайджане, Кыргызстане. За последний год в Беларуси и Казахстане увеличили сеть АЗС на 60% — до 715 и 374 станций соответственно. С начала работы в Турции удалось нарастить сеть до 340 автозаправочных станций. В Таджикистане, Армении, Грузии и Азербайджане сейчас действуют 50 станций–партнеров E1 CARD.
Оперативно выйти на новые рынки помогли налаженные партнерские связи.
За последний год в России увеличили на 20% количество АЗС, где принимают нашу топливную карту. Теперь их 16 тысяч.
— А в каких странах вы отметили самый высокий спрос на топливные карты?
В прошлом году по топливной карте E1 CARD наши клиенты чаще всего заправлялись в Казахстане, Турции и Азербайджане. Спрос в этих странах увеличился на 90%.
За 9 месяцев этого года самыми популярными международными маршрутами среди российских перевозчиков стали «Россия – Грузия – Турция» и «Россия – Азербайджан – Иран – Турция» (по статистике маршрутов, которые строят перевозчики в Локаторе E1 CARD). Ожидаем, что в ближайшее время список приоритетных стран может пополниться.
Учет пролитых литров и сокращение затрат
— В первой половине 2023 года стоимость грузоперевозок по самым популярным направлениям выросла в среднем на 38% и на 10% — за последний квартал, сообщили аналитики Freedom Finance Global. Каким образом вы со своей стороны помогаете перевозчикам оптимизировать расходы и процессы?Мы активно развиваем продукты и сервисы, которые помогают перевозчикам экономить как деньги, так и другой очень важный для бизнеса ресурс — время. Конечная цель — объединить все услуги в одной топливной карте, чтобы с ее помощью владельцы автопарка могли быстро и удобно закрывать все свои потребности.
Например, большое значение в любом бизнесе имеет аналитика. Данные, превращенные в аналитику, позволяют перевозчикам определять точки наибольших затрат, оптимизировать их, сокращать расходы на топливо, ускорять доставку грузов. Для наших клиентов доступен в личном кабинете один из самых гибких и мощных инструментов Big Data на рынке транспортной аналитики – E1 Analytics. Автоматизированный аналитический продукт составляет отчеты по динамике цен на АЗС, стоимости, расходам на услуги и сервисы, топливным картам, автомобилям и, конечно, дает общий анализ по всем затратам на автопарк.
В итоге логист, бухгалтер и руководитель получают уже собранные и обработанные данные об автопарке. Причем это происходит в режиме реального времени — не нужно ждать окончания отчетного периода, чтобы начать оптимизировать расходы. На основании таких отчетов можно строить реалистичные прогнозы и оперативно принимать управленческие решения. По нашим оценкам, отчеты E1 Analytics помогают сократить расходы на заправку на 8% в месяц.
Есть технологические решения, с помощью которых для заправки топливом водителю не нужно даже выходить из машины. Для оплаты требуется только смартфон с мобильным приложением. Согласитесь, что это удобно? Не нужно закрывать машину, бежать к АЗС, стоять в очередях. Такой сервис онлайн-заправки от E1 CARD уже доступен на каждой пятой АЗС в 80 субъектах России. И мы постоянно расширяем географию внедрения. Цифровой аналог карты не изнашивается, не зависит от работоспособности терминалов и является более защищенным, надежным и стабильным.
Также мы продолжаем развивать программы и сервисы, упрощающие работу владельцев автопарков. Зачастую им приходится искать разных поставщиков под конкретные задачи: топливо, мойки, парковки, шиномонтажи, а потом еще собирать бумажные чеки с сотрудников. С помощью карты E1 CARD водитель может безналично оплатить эти услуги, а все транзакции автоматически сохранятся в личном кабинете.
— То есть, чтобы сэкономить, перевозчику придется оплатить сразу несколько сервисов?
Есть как платные, так и эффективные бесплатные сервисы. Некоторые компании планируют маршруты, выбирают АЗС, рассчитывают стоимость горючего самостоятельно, другие выстраивают этот процесс с помощью топливных сервисов. Главное — получить выгодный для бизнеса результат.
Есть и другие преимущества для владельцев топливных карт, о которых не все знают: например, можно вернуть 20% НДС. При оплате банковскими картами это сделать нельзя.
— А как бизнесу удобнее отслеживать и контролировать расходы на топливо?
Есть разные способы контроля расходов автопарка: можно создать внутреннюю систему, можно — подключиться к онлайн-платформе сервисной компании. Например, личный кабинет E1 CARD не только показывает в режиме реального времени все транзакции. С его помощью также можно выгрузить документы для оплаты расходов, счета в электронной форме, УПД.
Банкротства, кризис и падение спроса
— Помог ли запуск новых направлений привлечь клиентов?Запуск новых направлений стал реакцией на турбулентность в транспортной сфере в 2022 году. С февраля прошлого года у нас начал наблюдаться отток клиентов. Спрос среди действующих клиентов снизился на 15%. Владельцы автопарков начали экономить, выбирать заправки с самыми низкими ценами, сокращать траты на мультисервисы.
Международным перевозчикам пришлось пересмотреть логистику, переориентироваться на восточное направление. У них появилась потребность в расширении сети АЗС в Турции, Азербайджане, Таджикистане, Армении, Грузии. Мы в ответ разрабатывали для них оптимальные маршруты, предлагали новые решения. Вместо ушедших зарубежных партнеров пришли другие, преимущественно из стран Азии.
Как бы парадоксально это ни было, в итоге результаты 2022 года превзошли наши ожидания. Компания вышла на более высокие бизнес-показатели, чем в 2021 году. Думаю, это произошло благодаря тому, что мы вовремя сгруппировались и оперативно отреагировали на изменения. В течение этого года мы уже наблюдаем равномерный рост по всему продуктовому портфелю.
Сейчас рынок начал восстанавливаться, пришли новые заказчики, которые заменили ушедшие компании.
— Что можете порекомендовать коллегам, которые впервые проходят кризисный период?
Период турбулентности всегда таит скрытые возможности для роста. В такие моменты особенно важна скорость реакции и готовность всей команды меняться. Рекомендую действовать сообща и не замыкать на себе принятие решений, а подключить к этому группу руководителей. Для этого мы и работаем в команде, чтобы на каждую ситуацию смотреть с разных ракурсов. Такой подход помогает принимать максимально объективные решения.
Для сотрудников я, как руководитель, провел серию общих собраний, на которых объяснил, в каком финансовом состоянии находится компания. У нас за плечами уже были 20 лет работы, за это время удалось сформировать сплоченную команду. Мы проходили и не такое, коллектив уже научился доверять руководству компании. Все это помогло команде снять страх перед неизвестностью, потерей рабочих мест и дохода. Затем я рассказал, какие у нас есть скрытые возможности для роста в кризис, благодаря чему коллеги убедились в долгосрочных перспективах развития компании.
Конечно, бывают и ситуации острого кризиса, когда решение важно принять единолично. В этом случае не стоит бояться взять на себя риск, ведь бездействие может принести еще больший урон компании. К счастью, в моей практике таких ситуаций не было.
Экосистема и скрытые за горами возможности
— Какой вы видите E1 CARD в будущем?Если говорить про планы на ближайшее будущее, то сейчас мы прорабатываем возможности для открытия сети приема топливной карты в Узбекистане, Монголии, Китае, Туркменистане и Иране.
В долгосрочной перспективе, на мой взгляд, E1 CARD должна реализовать свой потенциал в качестве полноценной цифровой экосистемы. Мы уже запустили этот процесс и активно над ним работаем.
— Какую пользу будет нести эта цифровая экосистема для перевозчиков?
Экосистема E1 CARD уже позволяет перевозчикам решать задачи, связанные с расходами на автопарк в режиме «одного окна». Эта возможность постоянно совершенствуется.
Предприниматель управляет автопарком с помощью цифровых решений без затрат на собственные IT-продукты, автоматизирует отчетность, анализирует расходы, планирует маршруты и тем самым снижает стоимость перевозки.
Думаю, что в перспективе пяти лет у нас получится полностью развить такую экосистему. Самое сложное в этом процессе — понять потребности клиента, а несложное — дописать часть кода в программу.
Материал подготовлен совместно с компанией «Онлайн Кардс».
Реклама, ООО «Онлайн Кардс», ИНН 6732075238
Тэги: автомобильные грузоперевозки, топливо, E1 CARD
09.11.2023
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
-
Реестр для экспедиторов: похоронный марш или будущий гимн?
О том, какая судьба уготована компаниям «без активов», какие требования законопроекта трудновыполнимы и как бизнес предлагает их скорректировать -
Кофейная логистика: 1001 приключение на пути зерна
Об африканских мошенниках, угрозах пустить на удобрение, плаванье в мешке и других историях, в которые приходится влипать кофе на пути от плантации до чашки -
Хартии и реестры: обеление через «кипячение»
Кто и как пытался «отбелить» рынок внутрироссийских перевозок, что из этого вышло и какие ошибки не стоит повторять при создании новых реестров -
«ГосЛог»: обещания Минтранса VS тревоги бизнеса
О ходе эксперимента, перспективах платформы и ее сервисов, и опасениях участников рынка -
Логистика новых территорий: без страховки, без связи, «на мушке» у дронов
О том, как изменились тарифы на автоперевозки, сколько водителям доплачивают за рейс и почему перевозчики неохотно берут «обратку»