Три плана того, кто раньше сдохнет
Механизм «единого окна» – по-прежнему далекая мечтаИрина Портенко редактор |
Также Коллегия утвердила Положение об организационной структуре механизма, обеспечивающего выполнение плана мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности. Положение описывает основные управленческие элементы наднационального сегмента механизма управления, их полномочия и функции, а также взаимодействие наднационального сегмента механизма управления с национальными.
Кроме того, в ЕЭК теперь готовят экспертов для оценки состояния развития национальных механизмов «единого окна». В частности, 23–25 сентября в Москве прошел обучающий семинар-практикум по анализу бизнес-процессов (АБП) в сфере внешнеэкономической деятельности. Слушателями стали представители госорганов и уполномоченных организаций государств – членов ЕАЭС из числа специалистов-практиков, вовлеченных в национальный проект «единого окна» и имеющих опыт анализа и оптимизации бизнес-процессов. В дальнейшем они займутся анализом и оценкой состояния развития национальных механизмов «единого окна», а также консультированием на национальном уровне экспертов, которые примут участие в проведении АБП в сфере внешнеэкономической деятельности.
Этого ли ждали участники ВЭД, надеясь на скорейшую реализацию механизма «единого окна» в России? За комментариями «Логирус» обратился к руководителю рабочей группы по мониторингу МПП Координационного совета при Комитете ГД РФ по транспорту Владимиру Коростелеву.
Владимир, нужна ли, на Ваш взгляд, эта методика, или в данном случае правильнее сказать, что гора родила мышь?
– Вы правильно оценили ситуацию со всеми этими методиками «единого окна» – действительно, гора родила мышь, и написание подобных документов – суть имитация бурной деятельности.
Интегрированная информационная система внешней и взаимной торговли (ИИСВВТ) по замыслу должна была реализовать механизм «единого окна», объединяющий на основе международных стандартов обмена данными интеграционный сегмент самого Таможенного союза и национальные механизмы «единого окна» Белоруссии, Казахстана и России.
В сентябре 2011 года существовал план запуска пилотной системы «единого окна» на базе транспортного узла в порту Усть-Луга. В этих целях между Секретариатом Комиссии Таможенного Союза и ОАО «РЖД» на высшем уровне были подписаны Меморандум о совместном развитии механизма «единого окна» и Протокол к меморандуму о пилотном проекте ИИСВВТ на основе «единого окна» в информационно-управляющем логистическом центре Октябрьской железной дороги (ИУЛЦ ОЖД).
План предусматривал запуск пилотной зоны в конце марта 2012 года. Для этих целей в Правительстве РФ было запрошено финансирование под построение интеграционного сегмента, национального российского сегмента плюс эксплуатационные расходы на ИИСВВТ в течение трех лет.
В сентябре 2011 года существовал план запуска пилотной системы «единого окна» на базе транспортного узла в порту Усть-Луга. План предусматривал запуск пилотной зоны в конце марта 2012 года
В первом полугодии 2012 года с преобразованием Комиссии Таможенного Союза в Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК) начались процессы реорганизации административного аппарата комиссии, и все разговоры о пилотном проекте ИИСВВТ в ИУЛЦ ОЖД на основе механизма «единого окна» были благополучно забыты.
Подвигнет ли принятие данной методики членов ЕАЭС на скорейшую реализацию механизма «единого окна»?
– Согласно международной рекомендации №33 ЕЭК ООН для построения механизма «единого окна» необходима, прежде всего, «политическая воля», под которой понимается высочайший уровень администрирования подчиненными министерствами и государственными контрольными органами, способная «уговорить» пограничную службу ФСБ России, ФТС России, Минтранс, Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Росграницу и других действовать совместно в целях упрощения административных формальностей, в том числе в формировании единого компактного перечня сведений, которыми обмениваются участники внешнеэкономической деятельности и государственные органы через механизм «единого окна».
Понятно, что без команды сверху государственные органы дружить и совместно изменять административные процедуры не будут.
В Таможенном союзе Россия является, наверное, самым мощным и авторитетным членом. Ни Россия, ни остальные государства – члены Таможенного союза механизма «единого окна» не имеют и разрабатывать его не спешат. Если Секретариат Комиссии Таможенного Союза собирался запустить пилотный проект «единого окна» за 6 месяцев, то Секретариат ЕЭК разработал и утвердил план на 6 лет – «План мероприятий по реализации основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности 2015–2020 гг». Утвержден решением Высшего Евразийского Экономического Совета от 8 мая 2015 года №19.
Понятно, вспоминая Ходжу Насреддина, что за 6 лет в России и окрестностях много чего может произойти. В том числе может и национальный сегмент «единого окна» ИИСВВТ появиться.
Помимо «политической воли» построению «единого окна» в Российской Федерации мешают следующие факторы:
- Не назначен УПОЛНОМОЧЕННЫЙ федеральный орган исполнительной власти, ответственный за реализацию механизма «единого окна».
- Отсутствует концепция национального механизма «единого окна» – то есть не прописано, что, собственно, собираются делать.
Но уже есть несколько календарных планов построения «единого окна», под которые чиновничество успешно пробивает бюджетные деньги.
Так, например, поручением вице-премьера И. И. Шувалова 14.07.2015 г. утвержден «Детализированный план мероприятий на 2015 год по созданию и развитию национального механизма «единого окна». Существование этого плана объясняется наличием вышестоящего «Плана мероприятий ЕЭК ... на 2015–2020 гг.» – так сказать, в развитие.
Помимо него 29.06.2015 г. утвержден «План создания и развития национального сегмента Российской Федерации интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза с учетом внедрения и развития механизма «единого окна». Интересно узнать, что указанный план разработан и утвержден рабочей группой, состоящей из 37 чиновников и одного представителя ТПП России. Указанную рабочую группу организовал референт Аппарата Правительства РФ и сам себя назначил ее председателем. Группа называется (без шуток) «Рабочая группа по созданию и развитию национального сегмента Российской Федерации международных информационных систем развития цифровой экономики (в рамках ЕАЭС, СНГ, ШОС, БРИКС, других) при подкомиссии по экономической интеграции правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции».
Отсутствует концепция национального механизма «единого окна», но уже есть несколько календарных планов, под которые чиновничество успешно пробивает бюджетные деньги
Но и это еще не все. Распоряжением Правительства РФ №1567-р от 15 августа 2015 г. в «Дорожную карту совершенствования таможенного администрирования» вносится пункт «31.2. Разработка и утверждение ПЛАНА развития национального сегмента Российской Федерации интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза с учетом внедрения и развития механизма «единого окна» в государствах – членах Евразийского экономического союза».
Таким образом, нельзя упрекнуть российское чиновничество, что в отношении «единого окна» не ведется никакой работы: бумажные планы плодятся со страшной силой – и к концу 2015 года их в Российской Федерации будет целых три примерно с одинаковыми названиями (см. выше).
А что же деньги?
– Помните финансирование, которое Правительством РФ в 2011–2012 гг. было все-таки выделено на ИИСВВТ и три года эксплуатации? Секретариат Комиссии Таможенного Союза просил под эти цели 1,5 млрд рублей.
Так вот, указанные деньги были выделены и к февралю 2015 года году успешно освоены. Департаментом информационных технологий ЕЭК в начале 2014 года был объявлен конкурс на разработку интеграционного сегмента ИИСВВТ на сумму 1 млрд 402 млн рублей. Срок окончания работ – 22 декабря 2014 года. Победителем стала компания-исполнитель, предложившая стоимость работ 1 млрд 249 млн рублей. Затем было решение о продлении работ до 15 февраля 2015 года с увеличением стоимости работ до 1 296 941 тыс. рублей.
В итоге 1 млрд 296 млн рублей на «единое окно» успешно потратили.
Что имеем в остатке? Имеем 2–3 плана создания «единого окна» на национальном уровне и 1 план на 2010–2015 гг. на уровне Таможенного Союза.
Не имеем ни одного национального сегмента «единого окна», а в Российской Федерации не имеем даже концепции.
Ушлые чиновники, не имея ни одного национального сегмента, умудрились профинансировать построение интеграционного сегмента ИИСВВТ, потратив на это почти все деньги, предусмотренные и на построение национального сегмента, и на три года эксплуатации ИИСВВТ.
Как проверить функционирование интеграционного сегмента в отсутствие сегментов, которые он «интегрирует», знают, наверное, те, кто заказывал и принимал вышеозначенные работы.
Зная об их знании, очень забавно читать новости про выход «Методики оценки состояния развития национальных механизмов «единого окна» или о подготовке «экспертов для оценки состояния развития национальных механизмов «единого окна». Упомянутым экспертам историю вопроса рассказали? Или постеснялись рассказать? LR
02.10.2015
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
-
Реестр для экспедиторов: похоронный марш или будущий гимн?
О том, какая судьба уготована компаниям «без активов», какие требования законопроекта трудновыполнимы и как бизнес предлагает их скорректировать -
Кофейная логистика: 1001 приключение на пути зерна
Об африканских мошенниках, угрозах пустить на удобрение, плаванье в мешке и других историях, в которые приходится влипать кофе на пути от плантации до чашки -
Хартии и реестры: обеление через «кипячение»
Кто и как пытался «отбелить» рынок внутрироссийских перевозок, что из этого вышло и какие ошибки не стоит повторять при создании новых реестров -
«ГосЛог»: обещания Минтранса VS тревоги бизнеса
О ходе эксперимента, перспективах платформы и ее сервисов, и опасениях участников рынка -
Логистика новых территорий: без страховки, без связи, «на мушке» у дронов
О том, как изменились тарифы на автоперевозки, сколько водителям доплачивают за рейс и почему перевозчики неохотно берут «обратку»