Пора залезть в чужое дело
Александр Сологубов об аутсорсинге в логистикеОлег Тузиков шеф-редактор |
Александр, в последнее время на различных бизнес-форумах, в том числе на том, на котором мы с вами так удачно для меня столкнулись, частенько звучит прогноз, который лично мне кажется скорее молитвой: в условиях кризиса все больше и больше компаний будут отдавать свою логистику на аутсорсинг. Давайте попробуем разобраться, так ли это и, если да, то почему.
– На мой взгляд, это похоже на правду. Во всяком случае, предпосылки для передачи логистики на аутсорсинг действительно есть. Очевидно, что логистический аутсорсинг – более эффективная вещь, нежели выстраивание собственных логистических процессов. Есть так называемая сфера ключевых компетенций. И это очень важное понятие, которое начало формироваться еще со времен Генри Форда, когда он дистрибуцию своих автомобилей отдал дилерам. Он сказал: «Я не хочу этим заниматься, торговля – это не моя компетенция, я хочу сосредоточиться на производстве качественных, дешевых автомобилей, а торговлей пусть занимается кто-то другой, тот, кто умеет продавать, мне это не интересно». Содержание собственной логистической инфраструктуры – это тоже распыление компетенций.
Это было очевидно и до кризиса, однако мы знаем, что, тем не менее, у четырех из пяти российских компаний логистика в инсорсинге.
– Да, это так. И большинство этих компаний к настоящему времени успели обзавестись не просто собственными, а совершенно избыточными логистическими мощностями. Ну, есть у вас какой-то только ваш и больше ничей транспортный цех. Если имеется возможность его оптимально загрузить – это хорошо, поздравляю. Но при широкой географии и каких-то сравнительно небольших потоках получается, что у вас будет сидеть отдел, который занимается таможенным оформлением, будут сидеть люди, которые занимаются внутрироссийскими перевозками, отдельно автомобильными, отдельно железнодорожными, затем специалисты по международным перевозкам и так далее. Если вы озаботились собственным складом, собственным автотранспортом, у вас неминуемо возникнут избыточные производственные мощности и людские ресурсы. В «жирные» годы вы на это смотрели сквозь пальцы, а в условиях кризиса все это перестает быть набором более или менее полезных инструментов и оказывается очевидным бременем. Это веская причина задуматься, зачем вам все это надо?
Вполне.
– Идем дальше. Чем отличается логистический оператор? Он объединяет многих клиентов, в результате чего обеспечивается бесперебойность транспортных потоков, потому что всегда есть объем. Обеспечивается тот самый принцип just in time, то есть точно в срок. И второе – равномерная загрузка логистических мощностей.
Представьте, что вы работаете на клиента, на какое-то одно предприятие. Вам нужно разместить на своем складе определенное количество кубов, и вдруг вы обнаружили, что места для груза в данный момент на складе нет. Вам нужно искать склад, заключать договор, одним словом, как-то этот груз размещать. Всегда в подобных ситуациях вы и в мобильности, и в затратах будете проигрывать логистическому оператору, потому что у него на все на это есть готовые решения. Или вдруг вы всю жизнь работали с Италией, а тут у вас появился поставщик аналогичной продукции из Китая. Вам ее там надо забирать, консолидировать, выстраивать экспортные цепочки и так далее. Вы быстро это сделать не сможете. Вы отправите своего человека в командировку в Китай, чтобы он там чего-то разведал, разнюхал и пощупал. Нет никакой гарантии, что в результате этой разведки ваш груз вообще доедет до места назначения. У развитой логистической компании на это есть уже готовый ответ.
Обратная ситуация: появился у вас новый покупатель, этот покупатель находится, например, в Иркутской области. Вы никогда не выстраивали отношений с железнодорожными перевозками на Иркутск, для вас это дело новое, неосвоенное. Кто будет выгружать, кто будет экспедировать? У вас нет готового ответа на эти вопросы, вы должны будете выехать в Иркутск или каким-то другим образом связаться с местными компаниями, заключить договоры под какого-то одного, может быть, разового клиента. А у логистической компании есть готовые решения на эту тему. Вот в этом плане логистический аутсорсинг дает плюс.
Это тоже было понятно и до кризиса, так почему же в таком случае логистический аутсорсинг не развивался? Каковы причины?
– Причину номер один можно назвать «верой в завтрашний день». Еще совсем недавно, в условиях роста рынка, который имел место, наши ритейлеры, производители, дистрибуторы и прочие могли себе позволить содержать избыточные логистические мощности, им рентабельность позволяла. Они рассуждали примерно так: пускай мы под одного клиента сделаем чего-то там в Иркутске или чего-то там в Китае, а завтра у нас там будет не один клиент, а десять клиентов, мы завоюем этот иркутский рынок. Или же завтра у нас будет пять поставщиков из того же самого Китая, и мы можем себе позволить там какую-то структуру устраивать. Сейчас, когда налицо обратная ситуация, то есть сокращение объемов и снижение рентабельности, компании не могут себе позволить содержать избыточную логистическую инфраструктуру – они уже не прогнозируют завтрашний «шоколад» и небесную манну, потому что знают, что ничего подобного не будет.
Будем считать, что одной тормозящей причиной стало меньше, хотя от этого как-то не очень радостно.
– Переходим ко второй причине. Давайте вспомним о том, что в России отсутствуют инструменты долгосрочного инвестирования. Раз так, то куда торговая компания будет вкладывать денежку? Ну, наверное, в сферу своей ключевой компетенции. Вот они сидят и думают: чем мы занимаемся? Мы торгуем. Тогда давайте капитализировать прибыль в нашей же сфере. Давайте построим склад, давайте купим сто грузовиков и построим свой распределительный центр в Новосибирске. То есть эти вложения в недвижимость, вложения в транспортные средства представлялись наиболее эффективными, так как лежали, как казалось, в сфере ключевой компетенции торговых компаний.
Кроме того, если мы сравним торговую и логистическую компании с точки зрения доступности для них финансовых инструментов, то увидим, что доступ к финансовым ресурсам для торговой компании всегда был проще. Для нее была открыта в банке кредитная линия на миллионы долларов, у нее имелась история долгосрочных взаимоотношений с кредитными организациями. Ее обороты несопоставимы с любой логистической компанией.
Сервис у логистов пока слабоват, и клиенты, будем смотреть правде в глаза, решатся на аутсорсинг уж точно не из-за того, что он мгновенно и многократно улучшится – особых прорывов здесь ждать не приходится
Чем характерен нынешний кризис? А тем, что доступ к финансовым ресурсам сейчас отрезан. Значит, капитализировать прибыль в виде недвижимости, транспорта, какого-то складского оборудования сейчас никто не станет торопиться, потому что «оборотки» у компаний уже не хватает и еще долго будет не хватать. Следовательно, в кризис не стоит ожидать никаких капитальных инвестиций, в планах компаний уже не окажется наращивания собственных логистических мощностей – того, чем они занимались, когда у них был легкий доступ к финансовым ресурсам и желание капитализировать прибыль, заработанную в основной сфере.
Еще одна из причин «любви» клиентов к инсорсингу – то, что зачастую компетентность наших логистических компаний, честно говоря, не очень высока. На рынке довольно много непрофессионалов, стоит острейшая проблема с кадрами. Если мы возьмем исследования того же HeadHunter, который их проводит регулярно, то мы увидим, что у претендентов на поиск работы логистическая отрасль по популярности находится в самом конце. Понятно, что большой кадровый голод в отрасли неизбежно сказывается на качестве услуг. К сожалению, эта ситуация во время кризиса в лучшую сторону, наверное, не изменится. Сервис у логистов пока слабоват, и клиенты, будем смотреть правде в глаза, решатся на аутсорсинг уж точно не из-за того, что он мгновенно и многократно улучшится – особых прорывов здесь ждать не приходится.
Значит, улучшение качества услуг не может стать причиной, по которой компании обратятся к аутсорсингу?
– С другой стороны, логисты, конечно, будут стараться.
Но старание – это все же не причина того, чтобы кто-то пришел и сказал: «Я закрываю свое и отдаю все вам».
– Нет, не причина, но об этом позже. Существует еще одна причина, по которой аутсорсинг не очень популярен – это традиционная закрытость бизнеса. Никто не хочет в свое дело запускать ни логистов, ни кого бы то ни было еще. Безусловно, есть открытые компании, но они в явном меньшинстве. Остальные в силу сформировавшейся в России бизнес-среды, когда никто никому не доверяет, очень неохотно пускают посторонних в свои бизнес-процессы. Поэтому, например, в 4PL, то есть во внедрение, по крайней мере, в ближайшее время, общих с клиентом автоматизированных систем, я не верю. Я не слышал, чтобы кто-то таким образом работал у нас в логистике. Вообразите: вы пришли в стороннюю компанию и работаете в единой информационной среде. То есть вам все раскрыли, все показали и всюду пустили. Это утопия. Тотальное недоверие – один из ключевых факторов сдерживания аутсорсинга в логистике.
Разве в кризис уровень доверия увеличивается?
– Нет, он еще больше снижается. Пример «Автотрейдинга» – вот он, совсем свежий. Это был крупнейший игрок на рынке сборных грузов. Сейчас грузы клиентов лежат на складах в Красноярске, в Хабаровске, и владельцы складов их не отдают, грузы задержаны в качестве оплаты за аренду. На таких примерах доверия не заработаешь.
Итак, повышения уровня доверия не ожидается. Для улучшения сервиса предпосылок нет…
– Да, все верно, однако от избыточной логистической инфраструктуры и связанных с ней расходов компании будут избавляться все равно – стремление к оптимизации затрат перевесит все прочие резоны.
Расскажите, как кризис повлиял на рост преступности? Обычно в смутные времена она растет.
– До 2014 года у «Максилога» не было ни одной кражи. В 2014 году их случилось три. Слава богу, мы не возим наиболее «кражеемкие» грузы, такие, как, например, мясо, перевозки которого страховые компании даже не страхуют, или электронику – словом, такие грузы, которые можно быстро и сравнительно дорого и безопасно продать. У нас, конечно, не репрезентативная статистика, но я считаю, что криминогенная обстановка сильно ухудшилась. Тут, как мне кажется, должно значительно более эффективно работать государство, но на практике происходит следующее: страховая компания, согласно требованиям Росстрахнадзора, должна в случае кражи возмещать ущерб только при наличии либо постановления о возбуждении уголовного дела, либо постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.
Правоохранительные же органы ведут себя очень интересно. Ну, представьте себе условную перевозку Москва – Санкт-Петербург. Произошла кража где-нибудь в Тверской области, например. Понятно, что вора, который на ходу срезал тент или на стоянке что-то украл, полиция, скорее всего, уже не найдет – нашим полицейским тяжело раскрывать подобные преступления. Поэтому они изо всех сил стараются «замотать» такие дела с тем, чтобы никакого процессуального решения не было вынесено. В нашем случае кража была обнаружена в Санкт-Петербурге, при выгрузке – пропало несколько паллет с SIM-картами. Вот тут и начался цирк: мы подали заявление в полицию, на это ушло три дня, и даже потребовались услуги адвоката. Наконец заявление все же было принято, и мы получили полагающийся по такому случаю корешок. Через десять дней мы поинтересовались, где постановление, и услышали в ответ: «А это не к нам вопрос, мы все документы отправили по месту предполагаемой кражи в Тверскую область». Ок, в Тверскую так в Тверскую. Едем туда. Местные правоохранители клянутся, что отправили документы в Москву, мол, пусть в столице выносят постановление. А в Москве на вопрос, где постановление, нам отвечают: «Как, где? В Питере. Кто вам корешок давал, тот пусть и расхлебывает». Мы в прокуратуру, они нам в ответ: «В действиях сотрудников никаких нарушений не усмотрено». И в итоге никакой страховой компенсации мы не получили.
То есть государство, с одной стороны, в лице Росстрахнадзора говорит страховщикам: «Вы обязаны требовать, иначе это будет нарушение!», а с другой стороны, в лице правоохранительных органов просто существует в каком-то своем мире, с остальными мирами никак не взаимодействующем.
А сюрвейера вы вызывали?
– Никакой сюрвейер не победит МВД России.
Забавная история, но есть предложение закончить разговор чем-то более позитивным.
– Нет возражений. Подводя итог нашей беседы об аутсорсинге, хочу сказать следующее: на мой взгляд, доля логистического аутсорсинга в России, несмотря на не очень качественный сервис по сравнению, например, с США, несмотря на низкий уровень доверия, все-таки будет расти. Думаю, это достаточно позитивный финал.
Тэги: Максилог, Александр Сологубов
13.04.2015
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
-
Реестр для экспедиторов: похоронный марш или будущий гимн?
О том, какая судьба уготована компаниям «без активов», какие требования законопроекта трудновыполнимы и как бизнес предлагает их скорректировать -
Кофейная логистика: 1001 приключение на пути зерна
Об африканских мошенниках, угрозах пустить на удобрение, плаванье в мешке и других историях, в которые приходится влипать кофе на пути от плантации до чашки -
Хартии и реестры: обеление через «кипячение»
Кто и как пытался «отбелить» рынок внутрироссийских перевозок, что из этого вышло и какие ошибки не стоит повторять при создании новых реестров -
«ГосЛог»: обещания Минтранса VS тревоги бизнеса
О ходе эксперимента, перспективах платформы и ее сервисов, и опасениях участников рынка -
Логистика новых территорий: без страховки, без связи, «на мушке» у дронов
О том, как изменились тарифы на автоперевозки, сколько водителям доплачивают за рейс и почему перевозчики неохотно берут «обратку»