Чем российские логисты отличаются от российских футболистов
Кристоф Менивар о футболе, молодых топ-менеджерах и о том, как ему работается в РоссииВладислав Павлов
специальный корреспондент | |
Ирина Зотова
корреспондент |
– Господин Менивар, вы, как и многие топ-менеджеры западных компаний, работающих в России, довольно закрытый человек. А нам интересно, кто вы, как пришли в логистику, как вам работается в нашей стране?
– Родился я в городе Нант на западе Франции в 1974 году, так что мне скоро 40 лет – это катастрофа! (смеется) У меня была самая обычная семья: папа – рабочий, мама – няня. В юности я хотел стать – нет, не актером – астронавтом. Но все получилось по воле судьбы. Я получил два образования: магистр по физике и магистр по управлению организациями.
– С чего началась ваша карьера?
– Получив образование менеджера, я шесть месяцев работал в Софии, в Болгарии, в компании по производству электроники. Моей задачей было развивать отдел по финансовому контролю. Это был невероятный и замечательный период!
После этого я вернулся во Францию, и начал искать новую работу. Нашел ее в логистической компании. Работа тоже была связана с финансами, и я начал как финансовый контролер. Потом продвинулся и стал руководить большим складом. Позже я занял позицию операционного директора в другой компании. Затем наша компания была поглощена более крупной. Проработав в ней некоторое время, я получил предложение от FM Logistic поехать работать в Россию. Это было более пяти лет назад. Я приехал в Чехов в качестве директора большого складского комплекса – 100 тыс. кв. м, почти тысяча сотрудников, там я проработал в течение года. Два года назад занял пост генерального директора FM Logistic.
– Как вы восприняли предложение поехать работать в Россию? Не было сомнений, страхов?
– Я не сомневался, меня ничего не пугало, но когда я рассказал семье, друзьям, что принял решение поехать в Москву, первая реакция была «О, боже он спятил!» Потому что в Европе существуют не очень лестные мифы о Москве, о России. Сейчас могу сказать, что они не соответствуют действительности. Перед тем как приехать непосредственно работать, в сентябре 2009 года я приехал в Москву на уик-энд. Было тепло, +27, город невероятной красоты, прекрасные виды. Я решил, что это мне подходит. Когда я фактически переехал в январе 2010 года, было -20 градусов, у меня стало больше сомнений в этот момент о правильности решения (смеется). Но ничего, я привык.
Когда я рассказал семье, друзьям, что принял решение поехать в Москву, первая реакция была «О, боже, он спятил!»
– Как себя в России чувствует ваша семья?
– Все хорошо. Супруга преподает во французской школе. Старшая дочь, ей 8 лет, учится в русско-французской школе, младшей – три, она сидит дома с няней. Кстати, старшая прекрасно говорит по-русски, скоро будет меня учить (смеется). Вообще, у детей это происходит легко и естественно, у них лучше развита способность произносить специфические русские звуки.
– А в бизнесе, что, совсем никаких проблем не было?
– Перед тем, как я поехал в Россию, очень много умных специалистов мне говорили, что я буду вынужден поменять весь менеджмент компании, но в итоге этого не случилось. Русские специалисты очень хорошо образованы, я не нашел большой пропасти между подготовкой русских и французских специалистов. Для логистики Россия – большой рынок, и те 20 лет, что прошли с момента начала работы нашей компании в России, дали хороший образовательный эффект. Это был хороший опыт и для нас, и для российских специалистов.
– И все же есть какие-то различия? Какие-то ситуации, которые случились здесь именно с вами?
– Во Франции невозможно представить, чтобы 25-летний парень управлял четырьмя сотнями сотрудников, как это происходит в России. Во Франции все очень отрегулировано в соответствии с возрастом: достигаешь определенного возраста – идет смена позиции, карьерный рост. Здесь же я прошел через такой опыт.
– За время работы в России вы работали со многими российскими специалистами. Чем отличается система образования в наших странах?
– В нашей работе 90% успеха – это менеджмент. Смысл заключается в том, чтобы управлять людьми. И этому не учат в высшей школе. Ты можешь изучить методологию, теорию управления, но когда на деле приходится руководить людьми… Поверьте, этому в вузе не учат, это приходит с практикой. Там не учат соответствовать ожиданиям клиента, соответствовать ожиданиям рынка и вообще ставить высокую планку в работе и соответствовать ей. Этому можно научиться только на практике, управляя большим штатом сотрудников… Это характерная черта отрасли, и она присуща многим компаниям, как в России, так и в Европе, и в мире. Очень трудно быть хорошим менеджером.
Во Франции невозможно представить, чтобы 25-летний парень управлял четырьмя сотнями сотрудников
– Что вы вкладываете в это понятие?
– Это означает, что ты должен быть сильным, соответствовать уровню ожиданий. Ты одновременно являешься наставником, тренером для кого-то, должен поддерживать и вдохновлять свою команду. Хвалить кого-то за работу, поощрять – легко; говорить правду, когда что-то сделано не так, указывать на недостатки – гораздо труднее. Успешный, эффективный менеджер может и должен найти этот баланс.
– Почему возникла идея или необходимость открыть профильный университет внутри компании?
– Уровень безработицы в Москве очень низкий. Со стремительным ростом компании и наших амбиций, мы решили активно инвестировать в обучение персонала и решили построить наш внутренний университет. Мы организовали этот университет, чтобы подготовить своих специалистов – люди должны расти. И вместо того, чтобы искать и нанимать кого-то на рынке труда, я предпочитаю инвестировать в менеджмент среднего звена. Через 5–6 лет эти менеджеры будут занимать позиции топ-менеджеров.
– В минувшем году FM Logistic приобрела компанию Univeg Logistics Russia, создав новое подразделение – FM Fresh. Скольких человек вам пришлось уволить и почему?
– Двоих топ-менеджеров. Нами была определена одна стратегия развития компании, а у них был другой взгляд.
Перед нами стояли две параллельные задачи: во-первых, объединиться и организовать эффективное слияние, во-вторых, обеспечить рост и развитие. В этом заключалась главная сложность. Я лично убежден в такой важной вещи – я должен объяснить, что собираюсь сделать, и должен отвечать за то, что обещаю, что анонсирую. Это очень ответственно, так как я отвечаю и за себя, и за многих других людей.
На практике главной целью было использовать весь потенциал обеих компаний.
– Вы достигли этой цели?
– Вообще-то по природе своей я очень нетерпеливый человек, но я понимаю, что в таком деле, как объединение двух компаний, это не то качество, которое должно превалировать. Здесь мы определили путь нашего развития, и шаг за шагом мы по нему продвигаемся. Есть некоторое недоверие со стороны поглощенной компании, но это нормально, это естественное явление. Нужно, чтобы прошло время для того, чтобы все привыкли, адаптировались и подстроились друг под друга. Я сам был в подобной ситуации, поэтому все понимаю. Это очень деликатный вопрос. Когда в июне 2013 года мы купили эту компанию, там работало 1400 сотрудников, а сейчас их более двух тысяч.
– После событий на Украине начались разговоры о возможных санкциях со стороны ЕС в отношении нашей страны. На ваш взгляд, как будет развиваться ситуация?
– Я считаю, что компромисс будет найден, потому что все в нем заинтересованы. Это обусловлено многими факторами и с политической, и с экономической точки зрения. По крайней мере, что касается FM Logistic, то все наши планы остаются в силе. На сегодня никаких сложностей не возникло.
– А что говорят ваши коллеги в Европе?
– Я был во Франции месяц назад, на семинаре. Он был, в том числе, посвящен ведению бизнеса в России. Я считаю, что одна из моих личных задач – продвигать вашу страну, потому что были и возникают мнения, которые не соответствует действительности. И я помогаю французским компаниям приходить на российский рынок, если у них есть такое желание. Но почти все люди, которых я встречал, реально боятся административного фактора. Существует представление о России как об очень забюрократизированной стране.
Одна из моих личных задач – продвигать вашу страну, потому что были и возникают мнения, которые не соответствует действительности
– А это не так?
– Россия, конечно, сложная страна, но не более, чем другие европейские страны. Да, у вас есть некоторые особенности, но они не так уж уникальны. Я рекомендую Россию своим друзьям, и в профессиональном смысле это очень интересное и воодушевляющее место, где еще очень много можно сделать. Большой динамично развивающийся рынок, очень много возможностей для воплощения идей. В Европе сейчас все говорят об оптимизации, рационализации. В России пока говорят о развитии.
– А в какой стране вам хотелось бы еще поработать?
– Может быть, в более солнечной (улыбается) .
– Может быть, в Бразилии?
– Может быть. Я люблю футбол. И я очень надеюсь, что сборная Франции в этом году станет чемпионом мира. По поводу вашей команды я менее оптимистичен.
Тэги: FM Logistic, Кристоф Менивар
25.03.2014
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
-
Реестр для экспедиторов: похоронный марш или будущий гимн?
О том, какая судьба уготована компаниям «без активов», какие требования законопроекта трудновыполнимы и как бизнес предлагает их скорректировать -
Кофейная логистика: 1001 приключение на пути зерна
Об африканских мошенниках, угрозах пустить на удобрение, плаванье в мешке и других историях, в которые приходится влипать кофе на пути от плантации до чашки -
Хартии и реестры: обеление через «кипячение»
Кто и как пытался «отбелить» рынок внутрироссийских перевозок, что из этого вышло и какие ошибки не стоит повторять при создании новых реестров -
«ГосЛог»: обещания Минтранса VS тревоги бизнеса
О ходе эксперимента, перспективах платформы и ее сервисов, и опасениях участников рынка -
Логистика новых территорий: без страховки, без связи, «на мушке» у дронов
О том, как изменились тарифы на автоперевозки, сколько водителям доплачивают за рейс и почему перевозчики неохотно берут «обратку»