Прибыль не проходит через низкий порог

О том, что потеряет государство и приобретут курьерские службы после снижения порога беспошлинного ввоза товаров из зарубежных интернет-магазинов

Сергей Черных Сергей Черных
специальный корреспондент




Снижение порога беспошлинного воза посылок из зарубежных интернет-магазинов становится традиционным. За два года порог понизился с 1000 евро до 200 евро. Но если ранее лимит был месячным, то теперь – за одну покупку. При этом, общий вес покупки должен будет, как и прежде, составлять 31 кг. В случае превышения установленных норм покупатель будет обязан заплатить пошлину в 15% от стоимости, но не менее 2 евро за 1 кг.

Как отметил президент Ассоциации E-Commerce Russia Александр Иванов, средний чек потребителей составляет $7, поэтому понижения лимита на них скажется только в том случае, если придется совершать какие-то дорогие покупки.

Однако, Минфин РФ не планирует останавливаться и анонсирует инициативу о дальнейшем снижении порога до 20 евро. Приводятся оптимистические данные о увеличении доходов государства, связанные с общим ростом рынка интернет-торговли (говорится даже о доходах в 700 млрд рублей в год). Но как отмечают в Ассоциации E-commerce Russia эти цифры далеки от реальности: вместо прибыли от снижения порога беспошлинного ввоза государство получит убытки, поскольку потеряет порядка 4,5 млрд рублей при обработке оформлений. По его мнению, при нынешней ситуации, обработка посылки окажется дороже самого отправления.

Национальная Ассоциация Дистанционной Торговли (НАДТ) предприняла попытку предостеречь правительство от потерь и направила письмо Дмитрию Медведеву, на тот момент, являющемуся председателем правительства РФ, в котором представила исследования Института экономической политики им. Е.Т.Гайдара и заявленные Минфином РФ показатели объема трансграничной торговли. И эти показатели отличаются двукратно.

По данным НАДТ, объем рынка трансграничной электронной торговли в денежном выражении 2018 году составил 317 − 360 млрд. рублей, что вдвое ниже заявленных Минфином показателей в 700 млрд. рублей.

Пока Минфин строит планы о дальнейшем снижении порога беспошлинной трансграничной торговли, мы выясняем:

  • • Каков реальный объем рынка трансграничной торговли в России?

  • • Какие убытки и почему может понести государство в результате дальнейшего снижения порога?

  • • Почему это нововведение приведет к тому, что работы у курьерских служб в России станет больше?

  • • И, наконец, какие товары станут реже покупать потребители в сети?

Своими тезисами с «Логирусом» поделились:


Александр Иванов 
Президент Ассоциации E-Commerce Russia
Александр Иванов
Максим Толстобров 
Коммерческий директор курьерской службы доставки СДЭК
Максим Толстобров
Анна Клинскова 
Вице-президент по продажам и маркетингу DHL Express в России
Анна Клинскова
Сергей Денисов 
Директор по международным продажам DPD в России
Сергей Денисов
Елена Шутик 
Коммерческий директор IML
Елена Шутик

Оптимизма много бывает


Национальная Ассоциация Дистанционной Торговли (НАДТ) обратилась к Дмитрию Медведеву, на тот момент, являющемуся председателем правительства РФ, в декабре, сообщив ему, что инициатива о снижении беспошлинного ввоза товаров, приобретенных в зарубежных интернет-магазинах, пересылаемых в международных почтовых отправлениях (МПО), до 20 евро, приведет к снижению инвестиционной привлекательности страны и повлечет расходы для государства порядка 4,5 млрд рублей.

Повод обращения деловой ассоциации такой: в середине декабря Минфин РФ предложил с 2022 года снизить порог беспошлинного ввоза товаров, приобретенными физлицами через интернет, до 20 евро. Минфин предлагает снижать порог постепенно, с июля 2020 года снизив его до 100 евро, с января 2021 года – до 50 евро, и с января 2022 года – до 20 евро. Единую ставку таможенной пошлины в 2020 году в Минфине РФ предлагают не менять, но с 2021 года планируется минимальный фиксированный платеж не менее 1 евро с одного отправления независимо от стоимостной или весовой нормы, а с 2022 года при превышении порога в 20 евро установить платеж не менее 3 евро с одного отправления.

Как сообщает «Интерфакс», по подсчетам ФТС, в 2022 году при снижении лимита до 20 евро и увеличении платежа до 3 евро поступления в бюджет достигнут 222,8 млрд рублей. Экспресс-грузы принесут в бюджет 144,8 млрд руб. Международные почтовые отправления – 78 млрд руб. В ФТС, впрочем, факт наличия данного прогноза не подтвердили. И отметили, что такую статистику они не предоставляли.

Как сообщили в ФТС, отвечая на запрос «Логируса», в 2018 году в рамках трансграничной электронной торговли оформлено около 350 млн отправлений. В 2019 году – около 340 млн. «Объемы поступлений таможенных платежей в 2020 году будет зависеть от динамики изменения объемов и структуры международной электронной торговли», − отметили в ведомстве.

Как говорится в обращении НАДТ, согласно исследованию Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара, объем рынка трансграничной электронной торговли в денежном выражении 2018 году составил 317 − 360 млрд. рублей, что вдвое ниже заявленных Минфином показателей в 700 млрд. рублей.

Средний чек на группы товаров при заказе из зарубежных интернет-магазинов


Президент Ассоциации E-Commerce Russia Александр Иванов считает, что оба представленных показателя не соответствуют действительности. «И Минфин, и институт Гайдара странно посчитали. Я не знаю, откуда они взяли эти данные. К реальности это не имеет никакого отношения. Надо бы спросить Минфин, почему они не использовали данные таможни, которая за первое полугодие 2019 года сообщает про объем 780 млн евро, или 53 млрд руб. Как они превратятся в 700 млрд руб. за год – для меня большая загадка», − сказал Иванов. По его мнению, стоит ориентироваться на данные ФТС. Как говорилось в обращении, ФТС прогнозирует объем потока входящих МПО в 2019 году на уровне 2018 года, что не приведет к двукратному увеличению объем рынка трансграничной торговли в России. Данные, полученные нами от ФТС, это подтверждают.


«Убыточность бюджетной системы прямо пропорциональна порогу беспошлинного ввоза − чем ниже порог, тем большие убытки несет государство».

По подсчетам института Гайдара, говорится в обращении, убыточность бюджетной системы прямо пропорциональна порогу беспошлинного ввоза − чем ниже порог, тем большие убытки несет государство. Так, при пороге в 200 евро убытки могут составить более 2,9 млрд. руб., а при 20 евро – около 4,5 млрд. руб. Как пояснил Александр Иванов, средний чек покупки составляет $7, при этом стоимость обработки одного отправления составляет порядка 10 евро. Отсюда и генерация убытка.

За рубеж идут, потому что мы проигрываем

Любые ограничения или запреты должны преследовать какую-то цель, считает коммерческий директор курьерской службы доставки СДЭК Максим Толстобров. По его словам, сейчас люди покупают за рубежом, потому что в нашей стране не могут найти аналогичных товаров местного производства. Он уверен, что если не наладить производство в стране, то при дальнейшем ужесточении покупатели либо перестанут делать заказы, либо найдут другие способы приобретать желаемое, например, передавать покупки через людей, которые ездят за границу.

Коммерческий директор курьерской службы доставки СДЭК Максим Толстобров отмечает, что изменения внедряются для борьбы с так называемыми «серыми» схемами продаж. «Государство борется с теми, кто под видом частных лиц ввозит коммерческие партии товаров без уплаты таможенных пошлин», − сказал Толстобров. Он считает, что конечный потребитель не пострадает после введения порога в 200 евро, поскольку покупатели будут дробить ввозимые товары – не сразу на 500 евро, а дважды по 250 и так далее.

Вместе с тем он отметил, что при снижении порога до 20 евро нужно знать меру, чтобы не отпугнуть потребителей. «Есть стимулирующие и ограничительные меры. Главное – не пережать. Любые таможенные ограничения и пошлины должны быть на что-то направлены. Например, на стимулирование внутреннего производства. Почему покупают за рубежом? Потому что, либо цена у ретейлеров в России в два-три раза больше, либо у нас не имеется аналогичных товаров собственного производства. И пока мы будем проигрывать по производству, люди будут заказывать на стороне», − считает Толстобров.

«Пока мы будем проигрывать по производству, люди будут заказывать на стороне»


Директор по международным продажам DPD в России Сергей Денисов ожидает, что покупатели не будут объединять покупки, как делали раньше, чтобы сэкономить на доставке. Он считает, что может снизиться количество брендовых товаров. «Большая часть кроссбордерных заказов, 83%, по данным нашего собственного исследования DPD group E-shopper barometer, это покупки в Китае, и, скорее всего, не очень дорогие. Их число даже при снижении лимита не должно резко упасть, а вот приобретение дорогостоящих товаров за границей, очевидно, будет уже не столь интересным и выгодным для онлайн-покупателей», − сказал Денисов.

Александр Иванов отмечает, что на данному этапе государству не стоит вмешиваться в существующую сейчас систему и вносить какие-то изменения, а ужесточения могут привести к снижению инвестиционной привлекательности страны. «Ограничения любого рода в экономики снижают инвестиционную привлекательность. Выходя в страну со своим товаром или предложениями, компания несет определенные риски. Чтобы ввозить товар, строить магазины, склады нужно понести затраты, которые могут не окупится. Чтобы попробовать рынок, понять его, и существует трансгран. AliExpress, например, несколько лет работал на рынке в тестовом режиме», − сказал Иванов.

Пошлины вниз – фулфилмент вверх

Вице-президент по продажам и маркетингу DHL Express в России Анна Клинскова не ожидает каких-то явных последствий от изменения порога беспошлинного ввоза. «Рынок трансграничной электронной торговли показывает стремительный рост, а благодаря развитию интернета в нашей стране, для большинства российских пользователей онлайн-покупки в зарубежных магазинах стали привычным делом. Мы рассматриваем изменение принципа исчисления лимита в совокупности со снижением размера пошлины как позитивное, которое, скорее всего, не приведет к снижению количества транзакций», − сказала Анна Клинскова.

Коммерческий директор IML Елена Шутик считает, что у логистических компаний прибавится работы после снижения порога. При этом зарубежные компании, у которых высокая стоимость товаров, будут вынуждены перенести свои склады в Россию для снижения издержек. «Это, в свою очередь, увеличит спрос на складскую логистику и услуги фулфилмента. В любом случае, вырастет как международный, так и внутрироссийский трафик. Аудитория покупателей хорошо информирована о изменениях таможенного законодательства. Поэтому, я ожидаю роста активности среди покупателей в интернете, особенно в регионах», − сказала Елена Шутик.

Она считает, что интернет-магазины смогут делать дополнительные скидки и предложения из-за отсутствия пошлин. По ее мнению, самыми востребованными окажутся компании, осуществляющие комплексную логистику, включая услуги фулфилмента. При это она отмечает, что ресурс IML позволяет комплексно обслуживать до 100 тыс. отправлений в день.

Готова ли система?

После изменений в новом году покупатели столкнулись с необходимостью оплатить пошлину по старым правилам из-за сбоя в работе программы ФТС, пишет «Коммерсантъ». «В Шереметьевской таможне произошло начисление таможенных платежей в отношении экспресс-отправлений, одновременно поступивших в адрес одного лица, в связи с суммированием их стоимости», − приводит издание комментарий представителя ФТС. Ситуация коснулась нескольких десятков одновременно поступивших экспресс-отправлений, после уточнения алгоритма расчет таможенных платежей осуществляется в штатном режиме.

«Ситуация коснулась нескольких десятков одновременно поступивших экспресс-отправлений»



Вывод: защита рынка порождает убытки для государства и дает работу курьерам

Устанавливая новый порог и планируя дальнейшие ограничения, Минфин РФ стремится оградить рынок от «серых» игроков, которые при использовании льгот ввозят товар для розничной реализации.

А в Национальной ассоциации дистанционной торговли пытаются оградить правительство от излишних трат, которые, считают в организации возникнут в результате администрирования отправлений (ущерб оценивают в 4,5 млрд рублей) и приводят цифры от разных источников.

Итак, согласно исследованию Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара, объем рынка трансграничной электронной торговли в денежном выражении 2018 году составил 317 − 360 млрд. рублей. Минфин приводит другую сумму, причем, значительно большую − 700 млрд. рублей.

Президент Ассоциации E-Commerce Russia Александр Иванов советует ориентироваться на данные ФТС, которые фиксируют схожий объем отправлений в рамках трансграничной электронной торговли в последние два года – порядка 240-350 млн отправлений.

Иванов добавляет, что дальнейшее снижение порога отпугнет от российского рынка многие компании, которые захотят торговать в стране, поскольку не смогут испытать рынок с помощью трансграничной торговли в должном объеме.

Представители курьерских служб не исключают, что представители зарубежных брендов начнут открывать склады в России при дальнейших снижениях порога беспошлинной торговли. И готовятся к большим объемам работы – покупки в интернете для россиян стали привычным делом, а снижение порога вместе со снижением пошлины приведет к тому, что потребители будут дробить посылки и получать желаемые товары в нескольких отправлениях там, где ранее обходились одним.

Тэги: ФТС, беспошлинная торговля, Минфин, НАДТ, СДЭК, IML, DHL, DPD, посылки, e-commerce
01.02.2020

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх