Клиентский онлайн в цифрах
О том, как цифра изменила клиентские процессы в транспортных компанияхБолее 40% участников логистического рынка России либо уже внедрили в работу сервис «Личного кабинета» клиента, либо начали его разработку. К таким выводам пришли аналитики «Ареала» (LR. разработчик клиентских сервисов), которые при поддержке «Логируса» провели отраслевое исследование.
В опросах, экспертных интервью и анкетировании приняли участие представители 47-ми компаний. При этом 25% опрошенных были перевозчиками, 20% – экспедиторами, а 55% респондентов – компании, которые предоставляют как услуги перевозчика на собственных и арендованных активах, так и услуги экспедитора («гибриды).
Вместе с аналитиками «Ареала» «Логирус» выяснил:
- • Зачем логистам «Личный кабинет» клиента?
- • Какие задачи бизнес уже привык решать онлайн?
- • Кому бизнес доверяет реализацию цифровых проектов?
- • И какие IT-планы строят логисты на 2023 год?
«Кабинетная» мотивация
«Личный кабинет» уже внедрили 19% респондентов. При этом средний возраст системы составляет 1-5 лет. Поэтому 50% компаний уже обновляли сервис хотя бы раз с момента внедрения.Еще 28% респондентов заявили, что начали разработку, то есть бюджет выделен, проект реализуется, еще 4% планируют запустить проект.
В то же время 6% поставили развитие цифрового клиентского сервиса на паузу, а 43% опрошенных не имеют «Личного кабинета». Респонденты не прониклись идеей цифровизации клиентского сервиса по разным причинам. Основные из них – клиенты не заинтересованы, компания небольшая, нет желания «ломать» привычный алгоритм работы, нет внутренних систем для вывода клиентам информации по перевозкам и тарифам. Часть респондентов не видят перспектив в разработке клиентских цифровых сервисов, когда рынок нестабилен.
Но в совокупности большая часть респондентов видят перспективу в цифровых инструментах и готовы работать с клиентами.
Аналитики «Ареала» выявили зависимость планов по разработке сервиса и профиля компании: 34% компаний-гибридов внедрили или в процессе внедрения личного кабинета. У перевозчиков и экспедиторов этот показатель составляет 8% и 4% соответственно.
Для перевозчиков потребность в «Личном кабинете» не высока, потому что многие сотрудничают с экспедиторами, а не напрямую с грузоотправителями, отмечают аналитики «Ареала». А бизнес-процессы экспедиторов сложнее, и они строятся на личных связях, поэтому оцифровать их трудозатратно и дорого.
Также исследование выявило зависимость между планами по внедрению «Личного кабинета» и оборотами компаний. Она отражена на графике ниже.
Исследование выявило несколько мотивов к развитию сервиса «Личного кабинета». Во-первых, это улучшение клиентского сервиса для текущих клиентов.
«Мы больше рассчитываем на формирование личного кабинета для действующих клиентов, а не для привлечения. Потому что наши клиенты имеют огромные проблемы со сложными операциями: получить/сдать контейнер, понять, где он находится, проконтролировать, вывезен он или не вывезен, если там есть разные грузоотправители и грузополучатели. Эти затраты достаточно большие и для нас, и для клиента».
Второй аргумент – желание сохранить экспертизу при смене сотрудника, масштабировании бизнеса. Отрасль строится на личных контактах, которые неразрывно связаны с человеком. Личный кабинет помогает передать знания, не нарушая связь с клиентом. Некоторые респонденты отмечали, что сейчас вопрос финансовой окупаемости «Личного кабинета» может уходить на второй план, поскольку наличие сервиса – это репутационная составляющая, решение конкретной задачи важной здесь и сейчас, конкурентное преимущество.
Компании, которые погружаются в технико-экономическое обоснование перед стартом проекта, собирают измеряемые с внедрением параметры и переводят их в денежный эквивалент. Окупаемость в среднем рассчитывается на 2-3 года.
Функциональный подход
Большинство респондентов сходятся во мнении, что личный кабинет в первую очередь отображает работу внутренних процессов.«Если клиент или руководитель клиента смотрит на виджеты, и красного нет, значит все нормально. Если есть красные цифры, значит есть отклонения».
Топ задач, которые компании предложили своим клиентам решать онлайн: расчет тарифа, подача заявки на перевозку, трекинг дислокации груза, чат, документы, ЭДО. Более 50% респондентов отметили эти функции, как приоритетные.
Несмотря на то, что четвертую строчку в рейтинге занимает встроенный чат с менеджером, в реальности клиенты предпочитают остаться в привычной среде: в мессенджерах. В то время как мобильное приложение или «Личный кабинет» с адаптированными под телефон интерфейсами закрывают лишь задачу информирования: позволяет узнать текущее состояние перевозки или просмотреть документы.
Всего один респондент рассказал об интеграции чата с Telegram. Механика процесса выглядит следующим образом: грузоотправитель пишет менеджеру в чате «Личного кабинета», а тому сообщение приходит в Telegram. Там же менеджер и продолжает общение. По словам опрошенного, эта «доработка позволяет быть постоянно на связи» с клиентами.
Но чаще всего компании все-таки предпочитают адаптировать «Личный кабинет, а не разрабатывать мобильное приложение». По такой модели функционируют 75% из всех работающих сервисом. При этом компании с мажоритарным процентом больших постоянных клиентов отмечают реализацию API для прямой передачи данных, минуя «Личный кабинет».
Рейтинг функций, которые в первую очередь собираются запускать компании, только приступающие к разработке «Личных кабинетов», повторяет топ функций уже запущенных сервисов. Что интересно, 100% компаний, которые уже пользуются или разрабатывают «Личный кабинет», делают систему как собственный заказной продукт. Никто не упоминал коробочные решения для цифрового клиентского сервиса.
Среди наиболее успешных решений выделяют кабинеты от FESCO, «ТрансКонтейнер» и ПГК.
Самые популярные метрики, по которым определяют производительность личного кабинета – это количество поданных заявок и увеличение скорости документооборота, отмечают аналитики «Ареала». Увеличение прибыли, клиентов, заявок не носит первостепенный характер. По словам респондентов, увеличение финансовых показателей достигается за счет разгрузки менеджеров, которые успевают обработать больше входящих запросов.
Вопрос исполнения
Участники исследования выделили три потенциальных пути разработки «Личного кабинета».- 1. Проект развивает команда компании. Ее создают с нуля или работают с текущими сотрудниками.
- 2. Проект разрабатывает команда на аутсорсе. Управляет проектом заказчик, сторонние разработчики – это только «руки».
- 3. Для проекта привлекают внешнюю IT-команду. Она вырабатывает решение, план реализации, предоставит специалистов от менеджеров до архитекторов. По этому пути пошли 86% респондентов.
Однако проект по созданию «Личного кабинета» невозможно отдать на полный консалтинг и сопровождение внешней команде, отмечают аналитики «Ареала». Так как к процессу вынужденно будут привлекаться как внутренние IT-ресурсы заказчика, так и сотрудники отдела клиентского сервиса, коммерческого и логистического подразделений.
«Работаем с подрядчиком по agile1, параллельно в разработке несколько заявок. По мере их готовности принимаем работы, публикуем обновления. Релизы могут быть 2, 3 раза в месяц».
Среди идеологов проекта, генераторов идей участники исследования выделили директоров по IT, коммерческих директоров и учредителей.
При этом кроме «Личного кабинета» у транспортных компаний встречаются другие форматы онлайн взаимодействия с клиентами. Так, 33% всех опрошенных имеют на сайте форму заявки на перевозки. Из этих компаний 20% не имеют личного кабинета.
Калькулятор перевозки на сайте реализовали 13% всех респондентов. Из них 10% не имеют «Личного кабинета».
Превалирование онлайн-форм для заявок аналитики «Ареала» объясняют тем, что этот сервис проще в реализации, чем калькулятор со сложной математической моделью.
Компании с запущенным личным кабинетом выделяют наращивание функций и улучшение визуальной и технической стороны цифрового сервиса как важную задачу на 2023 год.
Цифровое саммари
Обобщая информацию, собранную в исследовании «Ареала», можно выделить следующие тренды:- 1) Компании, которые выступают и перевозчиками, и экспедиторами чаще остальных используют личные кабинеты. А охотнее выделяют бюджеты под создание подобного сервиса фирмы с оборотом от 1 млрд рублей.
- 2) Основное обоснование внедрения – улучшение клиентского сервиса для текущих клиентов или решение срочной задачи. Долгосрочный аргумент – сохранение экспертизы при масштабировании компании.
- 3) Топ функций «Личного кабинета»: расчет тарифа, подача заявки на перевозку, трекинг дислокации груза, чат, документы, ЭДО. Они закрывают повседневные задачи клиентов.
- 4) Эффективность личного кабинета измеряют по количеству поданных заявок, увеличению скорости документооборота. Увеличение финансовых показателей – вторичный показатель.
- 5) Меньше половины респондентов предоставляют своим клиентам подачу заявки и онлайн-калькулятор на сайте.
- 6) Респонденты сходятся во мнении, что для дальнейшего качественного развития оптимизации недостаточно оперировать данными, которые есть внутри компании, необходимы статистические данные по всем перевозкам внутри и вне страны.
Материал подготовлен совместно с компанией «Ареал»
1Agile, или Agile software development - гибкий подход к разработке программного обеспечения, который часто применяют в небольших командах
Тэги: IT, цифровизация логистики, Ареал
19.04.2023
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Читайте также
-
Склад и водитель: «отношения» по расписанию
Как выбрать IT-систему для управления временными окнами на складе и по каким критериям оценивать ее эффективность -
«Закодированный склад»: от учета коробами к поштучной маркировке
Как подготовиться к новым требованиям маркировки, сколько это может занять времени и что будет с теми, кто не уложится в отведенные государством сроки -
Логистика с Афганистаном: грузы под охраной, «черный рынок» платежей и таможня из 90-х
О том, на каких условиях местные племена пропускают иностранные фуры и как вести переговоры с вооруженными до зубов афганцами -
Реестр для экспедиторов: похоронный марш или будущий гимн?
О том, какая судьба уготована компаниям «без активов», какие требования законопроекта трудновыполнимы и как бизнес предлагает их скорректировать -
Кофейная логистика: 1001 приключение на пути зерна
Об африканских мошенниках, угрозах пустить на удобрение, плаванье в мешке и других историях, в которые приходится влипать кофе на пути от плантации до чашки