Ураган убытков, «цифровой» путь и скидка на беспилотники

Обсуждаем основные транспортные и инфраструктурные новости, которые влияют на рынок логистики



При подготовке материалов для нашей традиционной рубрики «Итоги недели» мы специально обошли стороной логистические последствия ситуации на Украине. Так как информация о новых санкциях, блокировках границ, запретах на поставки и прочих изменениях обновляется ежечасно – все оперативные данные мы аккумулируем в отдельной теме «Украина». И несколько раз в неделю публикуем отдельные дайджесты, из которых можно узнать о текущих ограничениях, санкциях, мерах поддержки бизнеса и так далее.

А в «Итогах недели» мы продолжим обсуждать с экспертами не менее важные, но более долгосрочные логистические вызовы. В новом выпуске предлагаем разобраться:

  • • На какой стихийный случай лучше оформить дополнительную страховку?

  • • Что нужно доделать на «Неве», чтобы по ней поехали беспилоты?

  • • И когда начнется использование электронного путевого листа?

Ответы на эти и другие вопросы «Логирусу» помогали искать:


Станислав Тобин
руководитель службы логистики ГК «Аривист»
Станислав Тобин
Кирилл Берёзов
управляющий директор ООО «ПандиТранс (представительство TT Club в странах СНГ и Балтии)
Кирилл Берёзов
Нелли Мандрыкина
генеральный директор «Агенство транспортного права»
Нелли Мандрыкина
Валерий Алексеев
вице-президент Российского автотранспортного союза
Валерий Алексеев
Андрей Большаков
основатель и CEO компании Evocargo
Андрей Большаков
Андрей Ботвиньев
консультант в сфере транспортной логистики эксперт МТПП по беспилотному автотранспорту
Андрей Ботвиньев

Ураган убытков

Суть:

В конце февраля на Европу обрушился ураган «Юнис». Эксперты BBC News назвали его самым мощным за последние 30 лет. Из-за разгула стихии погибли 16 человек: это жители Нидерландов, Польши, Великобритании, Германии, Бельгии, а также Ирландии.

«Юнис» нанес серьезный ущерб и портовой инфраструктуре. В частности, в порту Роттердам порывы ураганного ветра разметали выгруженные контейнеры. Десятки TEU валились друг на друга, создавая «эффект домино».

Руководитель службы логистики ГК «Аривист» Станислав Тобин полагает, что в порту Роттердама пострадали порожние контейнеры, так как груженые повалить непросто, даже ураганному ветру. Однако убытки, причиненные разгулом стихии, стандартный «страховой пакет» не покроет. Необходима допстраховка.

– Для стопроцентной гарантии лучше застраховать груз по договору генерального страхования, – посоветовал эксперт.

Потери от урагана «Юнис» не сравнимы с катастрофическими убытками в результате, например, землетрясения на Гаити, где было полностью уничтожено 4 000 контейнеров, добавил управляющий директор ООО «ПандиТранс (представительство TT Club в странах СНГ и Балтии) Кирилл Берёзов. Или взрыва в Танзании, во время которого было уничтожено 2 000 и повреждено более 10 000 контейнеров.

«Цифра» на пути

Суть:

Законопроект о возможности применения электронных перевозочных документов принят Госдумой в третьем чтении и направлен на рассмотрение Совета Федерации. Текст документа содержит нормы использования таких документов как договор фрахтования, путевой лист, заказ и заявка на перевозку в электронной форме. Соответствующие поправки появятся в «Уставе автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Отдельное внимание отводится электронному путевому листу. Состав сведений в нем не меняется. Необходимо указать информацию о сроке действия документа, транспортном средстве, водителе, виде перевозки и типе сообщения. Но авторы законопроекта отдельно подчеркнули, что в путевом листе должна быть указана информация только о собственнике транспортного средства. И только он имеет право заполнить документ.

Например, если грузовик предоставлен во временное владение и пользование по договору аренды, путевой лист оформляется арендодателем. Порядок оформления и формирования электронного путевого листа возьмет на себя Минтранс. А формат документа разработает Федеральная налоговая служба.

Вице-президент Российского автотранспортного союза Валерий Алексеев убежден, что переход на электронные перевозочные документы в обязательном порядке возможен не раньше 2024 года. До 1 июня этого года предстоит доработать несколько подзаконных актов. Тестовая эксплуатация запланирована на сентябрь-январь 2023 года.

В окончательной редакции законопроекта были смещены сроки по введению электронного путевого на 1 сентября 2023 года, добавила генеральный директор «Агенство транспортного права» Нелли Мандрыкина. Эксперт полагает, что документ примут.

– В любом случае потребуется доработка правил дорожного движения (ПДД), – уверена собеседница «Логируса». – Потому что действующее законодательство обязывает грузовладельцев, перевозящих свою продукцию собственными силами, должны оформлять транспортную накладную.

Сроки по введению электронного путевого были смещены на 1 сентября 2023 года

Такой практики придерживаются некоторые крупные ретейлеры, добавила Нелли Мандрыкина. Это позволяет избежать придирок со стороны сотрудников ГИБДД. При этом форма путевого листа до сих пор не согласована, так как налоговые органы хотят заниматься его разработкой самостоятельно.

Перед обязательным внедрением электронным перевозочных документов предстоит утвердить еще целый пакет нормативно-правовых актов, добавил Валерий Алексеев. В их числе те, которые касаются работы операторов электронного документооборота (ЭДО), порядка электронного взаимодействия между операторами и оператором государственной информационной системы (ГИС), а также перечня организаций, имеющих доступ к данным из ГИС и порядок взаимодействия между оператором ГИС и этими организациями.

– Также уточнен порядок оформления путевого листа владельцами, предоставляющими транспортные средства в аренду с экипажем. Это было сделано из-за неоднозначного трактования арендодателями и арендаторами нормы Гражданского кодекса РФ, которые не учитывали отсутствие возможности работы членов экипажа по трудовому соглашению с арендатором, – резюмировал эксперт.

Беспилотный SALE

Суть:

Скидку в 25% смогут получить компании по договору лизинга на беспилотные грузовики, соответствующий проект постановления подготовил Минпромторг РФ, сообщает ТАСС. «Перечень субсидируемой техники предлагается пополнить высокоавтоматизированными транспортными средствами категории номер 3», отмечают в министерстве. Речь идет об автомобилях, предназначенных для использования на трассе М-11 «Нева».

Таким образом регулятор планирует поддержать спрос на высокоавтоматизированные грузовики, произведенные в России, уточнил глава Минпромторга Денис Мантуров.

Кроме того, в планах предоставлять повышенную скидку в размере 12,5% на одно транспортное средство по договору лизинга. Однако сумма скидки не может быть выше 625 тыс. рублей. При этом компании необходимо сдать старую машину. В проекте сказано, что транспортное средство должно быть старше 6 лет и находится в собственности заемщика не менее 1 года. Таким образом регулятор предлагает простимулировать обновление отечественного автопарка.

В Минпромторге также отметили, что производителями беспилотников в России с 2023 года планируют стать «Камаз» и Evocargo.

Скидка в 25% на лизинг беспилотников и повышенный дисконт при сдаче старого автомобиля – это довольно привлекательные условия для перевозчиков, считает основатель и CEO компании Evocargo Андрей Большаков. В числе дополнительных стимулов могут быть дотации за использование электрического транспорта.

Важно, чтобы поддержку оказали не только эксплуатантам, но и разработчикам техники, добавил директор департамента цифровой трансформации ПЭК Олег Сковородников. Так как помимо «КамАЗа», и Evocargo другие компании также продолжают разработку прототипов.

– Разработчики беспилотных авто в РФ уже получают поддержку в виде гранта: 50% денежных средств выделяется фондами развития (LR. «Сколково» и «Российский фонд развития информационных технологий»), еще 50% приходится на частные инвестиции. Но можно скорректировать формулу софинансирования, выделив 80% из фонда развития, а 20% из частных инвестиций. В развитии таких проектов на основе государственно-частного партнерства заинтересованы автопроизводители, разработчики технологий, перевозчики и другие участники рынка, – подчеркнул эксперт.

До запуска тестирования беспилотов на трассе М-11 «Нева» необходимо достроить объездную трассу вокруг Твери, он же Северный обход, и оборудовать магистраль необходимой инфраструктурой, добавил эксперт.

– Например, необходима 5G-инфраструктура. В то же время для тестирования могут быть полезны и отдельные участки трассы. В этом случае можно будет испытать и саму технологию, и бизнес-модель, – пояснил Андрей Большаков.

Один из ключевых параметров, по которым можно оценить успешность перевозки беспилотниками – это частота вмешательства водителя-испытателя в работу автомобиля. Чем этот показатель ниже, тем лучше, добавил эксперт. Еще один важный фактор – экономическая эффективность.

Еще один критерий – это протяженность маршрута, который беспилотный грузовик сможет пройти самостоятельно, добавил Олег Сковородников. Пока мировой рекорд у США: 128 км без участия человека прошла фура компании TuSimple.

– Надеемся, что через год тестовой эксплуатации, беспилотные грузовики на М-11 смогут самостоятельно пройти не менее 90% маршрута, а именно 659 км, – прокомментировал эксперт.

До запуска тестирования беспилотов на трассе М-11 «Нева» необходимо достроить объездную трассу вокруг Твери, он же Северный обход, и оборудовать магистраль необходимой инфраструктурой

Консультант в сфере транспортной логистики эксперт МТПП по беспилотному автотранспорту Андрей Ботвиньев предлагает сравнить стоимость обычного тягача «КамАЗ» и его беспилотного собрата. Стоимость автономного тягача почти в два раза выше обычного. Следовательно, 25-процентной субсидии недостаточно.

– Экономическая эффективность беспилотных логистических коридоров пока под большим вопросом, – подчеркнул эксперт. – По усредненной оценке Минтранса РФ, в 2024 году стоимость перевозки с переходом на беспилотники на трассе М-11 возрастет минимум на 16% от текущей стоимости. Но снижение затрат на беспилотных участках «съедает» их рост на первой и последней миле, когда грузовик движется с водителем за рулем от точки погрузки-разгрузки. В связи с этим предлагается плюсом субсидировать перевозки на эти же 16%.

Тэги: Итоги недели, Аривист, ПандиТранс, Агенство транспортного права, Российский автотранспортный союз, Evocargo, МТПП
05.03.2022

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя* Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Твиттер и Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в Фейсбуке

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх