Утром рыба – вечером деньги

Басня об учВЭДе Тимошкине и переносе таможенного контроля на этап после выпуска товаров

Михаил Фишман Михаил Фишман
– региональный директор ГК «АРИВИСТ»




«Представим себе простую ситуацию: живет на свете такой человек – Тимошкин, 35 лет от роду, брюнет. Вредными привычками не злоупотребляет, жене не изменяет – хороший среднестатистический такой человек. И решил он однажды стать предпринимателем – лосося возить. Предприниматель Тимошкин платит пошлину, налоги и продает свой лосось в местные магазины. Возит долго, год, два, три ... Бизнес развивается, Тимошкин счастлив.

Через три года приходит к нему письмо из таможни, в котором говорится: дорогой предприниматель Тимошкин, таможенный орган произвел проверку, и в результате этой проверки получается, что у вас не лосось, а сиг. Эта рыба имеет другой код ТНВЭД и пошлину не 3%, как лосось, а 6 %. Поэтому, товарищ Тимошкин, заплатите государству пошлину в двойном размере за все три года, что вы возили товар, в противном случае все счета ваши арестуют, а собственности через суд лишат.

− Позвольте! − говорит Тимошкин. – Рыбу-то я давным-давно продал, и продал с учетом пошлины в 3%, а не 6%! И съели эту рыбу давным-давно, и точно вам говорю, что никакой это был не сиг, а самый настоящий лосось! Да и денег у меня уже нет, я их все в дело пустил…

Но таможенный орган на уступки не пойдет и скажет: − По нашему компетентному мнению − это сиг. А то, что вам кажется, уважаемый предприниматель, так это только кажется. Предоставьте-ка нам бумаги от производителя и экспортные декларации от отправителя, да экспертизу от заготовителя, и тогда мы признаем вашу рыбу лососем.

− Да где ж я их вам возьму-то! − возмутится наш Тимошкин. − Три года прошло − производителя давно нет, отправитель переехал, куда − не в курсе, а изготовителя я и три года назад не знал.

− Ну а вот это, дорогой товарищ Тимошкин, не наши проблемы, − ответит ему таможенный орган. − Люди мы государевы, страшно занятые, проблемы ваши нас не интересуют. Давайте, платите денежки в бюджет.


«Тимошкин рыдает, но делать нечего, в бюджет денежки нужно заплатить»

Тимошкин рыдает, но делать нечего, в бюджет денежки нужно заплатить. Подсчитал он убытки и решил, что на масло, конечно, теперь не хватит, только на хлеб.

Следом от ФТС приходит еще одно письмо. Дрожащими руками Тимошкин открывает его и с ужасом читает: «Дорогой Тимошкин. Проводим мы тут проверку и не понимаем, сертификат на рыбу есть, а образцов − нет. Расскажите-ка нам, уважаемый, как вы эти сертификаты соответствия получали, и не тухлая ли рыба у вас была?»

− Какая ж она тухлая? − отвечает поседевший Тимошкин. − Рыба хорошая была, и ветеринарный сертификат у меня имеется, и сертификат соответствия есть! Да и вообще, все ели − никто не отравился.

− Ну, ветеринарный сертификат дело не наше, другого органа. А то, что никто не отравился – это к Роспотребнадзору, ему виднее… Нам, Тимошкин, покажите лучше, как образцы ввозили, да протокол испытаний − как испытывали рыбку. А если бумажек нет, то признаем мы рыбу не сертифицированной, а сертификат ваш недействительным. Штраф: от 50 до 300 тысяч за каждый раз, как вы этот сертификат предоставляли…

− Но помилуйте! – взмолился Тимошкин. − Рыба была самая что ни на есть хорошая, пусть не лосось, а злосчастный сиг (в конце концов, сиг − это тоже лосось). И сертификаты эти не я же делал, а орган по сертификации, государством аккредитованный, между прочим! А образцы никто никогда в жизни не завозил.

− А вот это, дорогой товарищ Тимошкин, не наши проблемы, − скажет ему таможенный орган. − Люди мы государевы, страшно занятые, ваши проблемы нас не интересуют. Платите денежки в бюджет общий.

Вот такую поучительную басню мы будем видеть все чаще в реальном бизнесе после внедрения концепции переноса контроля на этап после выпуска товаров. Поэтому пора поговорить об этом предметнее.

С трех дней до трех лет

«Государство заинтересовано в упрощении процедуры таможенного контроля, скоро импортеры и экспортеры смогут легко и быстро выпускать декларации самостоятельно» − так выглядит общий посыл сообщений, которые мы видим в СМИ. Но с чего бы государству отказываться от значительной доли поступлений в бюджет, который пополняется силами ФТС? Конечно, все не так просто. С внедрением концепции переноса таможенного контроля на этап после выпуска товара, риски для предпринимателей не исчезли, а наоборот, значительно возросли. Ведь если раньше у таможни было всего лишь несколько дней на то, чтобы начать проверку, то теперь – целых три года. Времени на то, чтобы найти информацию, которую можно использовать для изменения решения по выпуску товара и доначислить таможенные платежи – стало значительно больше.

Так какие сюрпризы жду предпринимателей после оформления товара? И главное, как же защитить себя и не повторить судьбу сказочного господина Тимошкина?

Никогда не знаешь, где потеряешь, а где потеряешь

Риски в области таможенного оформления до недавнего времени были вполне предсказуемы. И, главное, они поддавались анализу, а компаниям был понятен сам формат работы. Посчитали стоимость товара, оформили таможенную декларацию, заплатили налоги – можно «спать спокойно».

Существовала вероятность, что таможня не согласится со стоимостью, назначит экспертизу или решит досмотреть товар, но все эти моменты выяснялись еще в процессе оформления. Даже в худшем случае у компании оставалась возможность заложить потери в себестоимость продукции. Конечно, случались и доначисления таможенных платежей, и переклассификация товара уже после выпуска, но это было, скорее, редкостью.


«Низкая категория риска – это, примерно, 7,5% от общего числа активных участников ВЭД, но они обеспечивают более 60% всего декларационного массива»

Однако, жизнь не стоит на месте, а вместе с ней не стоит на месте и государственная машина тоже. Акценты таможенного контроля сместились на этап после выпуска товаров. Теперь Таможенная служба в течение трех лет может обратиться в компанию для получения подтверждающей документации по товару. Проверять товар после выпуска – особая степень доверия ФТС, особенно часто данный механизм используется при работе с благонадежным организациями, отнесенными к низкой категории риска. Это, примерно, 7,5% от общего числа активных участников ВЭД, но они обеспечивают более 60% всего декларационного массива.

Казалось бы, вполне разумная мысль, и можно только приветствовать такие начинания. Но, как часто бывает, при решении одних проблем, возникают другие, только уже более серьезные. Может показаться, что ничего не изменилось: раньше проверяли при ввозе, а сейчас будут проверять после ввоза. Однако есть принципиальное различие — при ввозе проверяющий инспектор ФТС был ограничен сроками оформления декларации и тем фактом, что груз не мог простаивать на складе временного хранения долгое время.

А теперь времени на таможенную проверку после выпуска у инспектора намного больше. За это время он может получить данные из Налоговой службы, от банка, даже от поставщика или перевозчика товара. И эту информацию таможня может использовать для изменения решения по выпуску товара в свободное обращение: доначислить таможенные платежи, отменить решение по техническому регулированию и потребовать изъять товар из оборота, признать товар контрафактным и потребовать его уничтожения.

На подобные операции у ведомства есть три года с даты выпуска декларации, и это − самое существенное изменение «направления совершенствования проведения таможенного контроля после выпуска товаров». Тем более, что в эти 3 года надо не провести проверку, а только ее начать. Сам процесс проверки может затянуться еще на несколько лет.

Готовь декларации до, но жди гостей после

Резюмируя, расскажу об основных шагах, которые должен делать участник ВЭД после смещения акцентов на контроль после выпуска. Прежде всего, надо понимать суть происходящих процессов и оценивать риски. При работе с таможенным представителем выбирать такого, который не исчезнет через 3 года, а будет вам помогать при решении проблем, если они возникнут.

Квалифицированный таможенный представитель включён в реестр ФТС, в штате имеет сертифицированных специалистов, хранит всю документацию по оформленным декларациям на случай таможенных проверок и не берется за сомнительные схемы работы. И, конечно, важны опыт и репутация – если компания дорожит своим именем, то и работу проведет максимально качественно.

Отличить «белого» представителя от «серого» довольно просто – квалифицированная компания входит в реестр ФТС, цены на услуги в пределах средних по рынку (низкая стоимость должна всегда настораживать), но главное − вам не предлагают сомнительные схемы ввоза или вывоза товара, например:

  • • Провезти один товар под видом другого, у которого пошлина ниже.

  • • Занизить стоимость товара, чтобы уменьшить размер пошлины.

  • • Занизить вес, чтобы «сэкономить» и не оплатить часть пошлины.

  • • «Уладить» все вопросы с таможней, чтобы провезти контрабандный товар.

Если предприниматель пользуется услугами «серых» посредников, то он всегда рискует понести убытки, намного превосходящие по сумме стоимость услуг квалифицированного таможенного представителя. «Серые» посредники могут отнестись к работе «спустя рукава», ведь они не несут никакой ответственности, за последствия придется отвечать самому участнику ВЭД. Теперь даже через три года дело может закончится административной или уголовной ответственностью для компании-участника ВЭД.

И тогда история выдуманного Тимошкина может стать вполне реальной судьбой конкретного человека, только закончится ещё более печально, чем в нашей басне. Потому что реальность гораздо более жестокая, чем художественная литература.







Тэги: Аривист, ФТС, участник ВЭД, контроль товаров, контроль после выпуска, выпуск товаров, импорт, Михаил Фишман
26.08.2019

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх