Рынок техосмотров в России «серый» на 80-90%
27 января 2021Число ДТП из-за технических неисправностей авто выросло за последние девять лет в 6,5 раз

Порядка 80-90% автотранспортных средств в России не проходят реальный технический осмотр (ТО) и находятся в «серой» зоне. Таковы оценки Союза организаций по контролю и диагностике технического состояния транспортных средств «ТехЭксперт» и Гильдии операторов технического осмотра транспортных средств при МТПП (ГОТОТС).
В свете этого сложилась схема приобретения полисов страхования вместе с технологическими картами, пояснил председатель Гильдии операторов техосмотра транспортных средств Игорь Волчек. Так, операторы ТО начали перепродавать свои коды доступа страховым агентам, которые с помощью них выписывали диагностическую карту и вносили ее в единую автоматизированную информационную систему техосмотра (ЕАИСТО).
Коды доступа в систему могли заполучить и хакеры, далее передавая их страховщикам, не исключает эксперт. К тому же сам факт прохождения ТО нигде не фиксировался, поэтому проверить это не представлялось возможным.
По данным ГОТОТС (LR: основаны на анализе официальной статистики ГИБДД), девятилетняя практика продажи карт привела к росту количества ДТП из-за технических неисправностей автомобилей в 6,5 раз. При этом число погибших в таких авариях увеличилось в 4 раза, а пострадавших – почти в 7 раз.
По словам Игоря Волчека, сложившуюся ситуацию могут изменить поправки в закон о техосмотре, вступающие в силу с 1 марта 2021 года. Теперь проверки начнут проводить с фотофиксацией. Транспортные средства будут фотографировать на въезде и выезде в/из пункта ТО. Вместе с ними должны указываться координаты места съемки. Это позволит при необходимости определить, когда и где были сделаны снимки и осуществлена проверка.
Собранную информацию – фото и координаты – будут направлять в ЕАИСТО. Важно, что в этой системе должны храниться и диагностические карты. Однако эти нововведения – лишь потенциальная возможность или предпосылка к изменениям на рынке, заявил президент Союза «ТехЭксперт» Сергей Зайцев. По его мнению, для кардинального изменения ситуации необходимо ликвидировать основной отрицательный элемент в организации проведения техосмотров. А именно – аккредитацию и регулирование ТО через страхование, то есть фактически через интересы страхового бизнеса.
Однако помимо 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» существует 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», добавил собеседник «Логируса». Так, Российский союз автостраховщиков является саморегулируемой организацией. А в 315-м законе четко фиксируется, что саморегулирование осуществляется только по одному конкретному виду деятельности. Такой взаимосвязи, когда одно саморегулирование стоит над другим, не должно быть, резюмировал Сергей Зайцев.
Также эксперт обратил внимание на 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации». Сегодня для реализации этой системы создана Федеральная служба по аккредитации (ФСА) в качестве структурного подразделения Минэкономразвития РФ. Согласно процедуре аккредитации во всем мире, орган по аккредитации не имеет права сам осуществлять экспертные оценки. И здесь, по словам Сергея Зайцева, в российских реалиях наблюдается нарушение. Представители ФСА, не являясь независимыми экспертами, оценивают и будут оценивать с 1 марта экспертное соответствие операторов.
– То, что такие моменты имеют место быть в законодательстве и организации техосмотров на протяжении 8-9 лет, – это нонсес, – уверен глава «ТехЭксперта».
Напомним, что с 1 марта МВД сможет аннулировать диагностические карты техосмотра автомобилей. LR
История вопроса
«Липовые» диагностические карты «прикажут долго жить». С первой капелью
Техосмотр станет «фотосессией» не раньше, чем зазвенит капель
Стоимость техосмотра может стать «беспредельной». С подачи ФАС
К такой ситуации привело введение ранее действующего закона о техосмотре в 2012 году, уверены собеседники «Логируса». До этого ТО и ОСАГО связывались следующим образом: без страхового полиса автомобиль не допускался на проверку. После же все стало наоборот – без талона техосмотра стало невозможно застраховать автомобиль по ОСАГО.«Липовые» диагностические карты «прикажут долго жить». С первой капелью
Техосмотр станет «фотосессией» не раньше, чем зазвенит капель
Стоимость техосмотра может стать «беспредельной». С подачи ФАС
В свете этого сложилась схема приобретения полисов страхования вместе с технологическими картами, пояснил председатель Гильдии операторов техосмотра транспортных средств Игорь Волчек. Так, операторы ТО начали перепродавать свои коды доступа страховым агентам, которые с помощью них выписывали диагностическую карту и вносили ее в единую автоматизированную информационную систему техосмотра (ЕАИСТО).
Коды доступа в систему могли заполучить и хакеры, далее передавая их страховщикам, не исключает эксперт. К тому же сам факт прохождения ТО нигде не фиксировался, поэтому проверить это не представлялось возможным.
По данным ГОТОТС (LR: основаны на анализе официальной статистики ГИБДД), девятилетняя практика продажи карт привела к росту количества ДТП из-за технических неисправностей автомобилей в 6,5 раз. При этом число погибших в таких авариях увеличилось в 4 раза, а пострадавших – почти в 7 раз.
По словам Игоря Волчека, сложившуюся ситуацию могут изменить поправки в закон о техосмотре, вступающие в силу с 1 марта 2021 года. Теперь проверки начнут проводить с фотофиксацией. Транспортные средства будут фотографировать на въезде и выезде в/из пункта ТО. Вместе с ними должны указываться координаты места съемки. Это позволит при необходимости определить, когда и где были сделаны снимки и осуществлена проверка.
Собранную информацию – фото и координаты – будут направлять в ЕАИСТО. Важно, что в этой системе должны храниться и диагностические карты. Однако эти нововведения – лишь потенциальная возможность или предпосылка к изменениям на рынке, заявил президент Союза «ТехЭксперт» Сергей Зайцев. По его мнению, для кардинального изменения ситуации необходимо ликвидировать основной отрицательный элемент в организации проведения техосмотров. А именно – аккредитацию и регулирование ТО через страхование, то есть фактически через интересы страхового бизнеса.
Однако помимо 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» существует 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», добавил собеседник «Логируса». Так, Российский союз автостраховщиков является саморегулируемой организацией. А в 315-м законе четко фиксируется, что саморегулирование осуществляется только по одному конкретному виду деятельности. Такой взаимосвязи, когда одно саморегулирование стоит над другим, не должно быть, резюмировал Сергей Зайцев.
Также эксперт обратил внимание на 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации». Сегодня для реализации этой системы создана Федеральная служба по аккредитации (ФСА) в качестве структурного подразделения Минэкономразвития РФ. Согласно процедуре аккредитации во всем мире, орган по аккредитации не имеет права сам осуществлять экспертные оценки. И здесь, по словам Сергея Зайцева, в российских реалиях наблюдается нарушение. Представители ФСА, не являясь независимыми экспертами, оценивают и будут оценивать с 1 марта экспертное соответствие операторов.
– То, что такие моменты имеют место быть в законодательстве и организации техосмотров на протяжении 8-9 лет, – это нонсес, – уверен глава «ТехЭксперта».
Напомним, что с 1 марта МВД сможет аннулировать диагностические карты техосмотра автомобилей. LR
Тэги: техосмотр, законодательство, транспорт
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Новости по теме
Другие новости рубрики
- 20.03.2025 Эксперт: дрон по цене грузовика – вот главная проблема беспилотных авиаперевозок
- 20.03.2025 РЖД горит желанием вложиться в ГосЛог всеми своими цифровыми сервисами и разработчиками
- 20.03.2025 Эксперт: рынок логистики разделится на платформенных агрегаторов и узкоспециализированные компании

