У перевозчиков барахлят тахографы и «Платон»

25 июля 2024

В Генштабе и ФСБ проблему не подтвердили

У перевозчиков барахлят тахографы и «Платон»

Ассоциация грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» пожаловалась в Минтранс на работу средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ), которые якобы выводят из строя тахографы и бортовые устройства системы взимания платы за проезд большегрузов по трассам «Платон», сообщает «РБК».

– Проблема сохраняет свою актуальность, – сетует президент ассоциации Владимир Матягин. – Защита – это хорошо, но перевозчики получают необоснованные штрафы.

РЭБ обычно предназначены для глушения электромагнитных волн, для внесения помех в спутниковой навигации или для нарушения систем связи, объясняет старший научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий Юрий Лямин. В современных цифровых тахографах, что используются на грузовом автотранспорте, применяются системы связи и спутниковой навигации, поэтому они могут попадать под воздействие средств РЭБ. Система «Платон» тоже завязана на спутниковую навигацию, так что там могут быть искажения из-за воздействия средств РЭБ.

Средства РЭБ направлены против беспилотников, но они могут глушить в зоне воздействия и коммерческие устройства, которые используют спутниковую навигацию.

– Для того чтобы устройство сгорело, нужны очень сильные средства РЭБ, то есть должен быть очень сильный источник электромагнитного излучения. Пока идут активные боевые действия, встает вопрос о приоритетах. Для защиты территорий, для глушения систем спутниковой навигации приходится применять мощные средства РЭБ. Лучше будут искажения в коммерческих системах навигации, чем долетит больше беспилотников, которые смогут поразить больше объектов, – рассуждает собеседник издания.

Комплексы радиоэлектронной борьбы излучают мешающие сигналы на тех частотах, что и сотовая связь, Wi-Fi, системы радионавигации, такие как ГЛОНАСС и GPS.

– На коротких расстояниях мощность такого излучения может не только подавлять полезные сигналы, но и перманентно выводить из строя некоторые радиоприемники. В принципе, подавление другого радиооборудования, в том числе входящего в систему «Платон», – это целевое назначение таких систем, – утверждает эксперт.

В России системы РЭБ, как и другие правительственные системы, имеют приоритет над всеми гражданскими пользователями радиочастотного спектра, «поэтому единственным вариантом остается объезжать известные места установки таких комплексов или, по крайней мере, обходить их на максимальном расстоянии, чтобы сохранить работоспособность радиоприемной части после воздействия».

Тахографы работают за счет спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS. Они регистрируют скорость движения, режим труда и отдыха водителей. От воздействия РЭБ они в лучшем случае некорректно выдают информацию, в худшем – сгорают и требуют замены (от ₽30 тыс. до ₽50 тыс.).

При воздействии РЭБ система контроля «Платона» отключается и фиксируется отключение прибора, что недопустимо, утверждается в письме.

Представитель «Платона» утверждает, что оператор «не располагает информацией» о возможном влиянии РЭБ на средства системы. При этом оператор СВП «Платон» всегда идет навстречу грузоперевозчикам и готов совместно с Ространснадзором в частном порядке рассматривать спорные случаи, подтвердили в компании.

В начале июля первый замглавы Минтранса Валентин Иванов ответил «Грузавтотрансу», что Генштаб и ФСБ России не подтвердили информацию о том, что развернутые Минобороны средства РЭБ, предназначенные для подавления сигналов спутниковой навигации, могут выводить тахографы и устройства взимания платы «Платон» из строя, «о чем свидетельствует опыт использования широкой номенклатуры технических средств с функцией определения текущих координат в условиях искажения сигналов глобального навигационного поля».

Минтранс со ссылкой на МВД напомнил, что КоАП предусматривает возможность освобождения от штрафов и вынесение устного замечания водителю, а также предложил обжаловать штрафы.

При воздействии РЭБ происходит разрыв сигнала, поэтому возникают сбои в работе оборудования, использующего GPS/ГЛОНАСС.

– Все, что касается средств радиоэлектронной борьбы, не имеет никакого отношения ни к Минтрансу, ни к бизнесу, – уверяет научный руководитель Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. – Не от хорошей жизни приходится их использовать, по крайней мере на европейской части территории России. От этого страдают не только грузоперевозчики, весь таксомоторный транспорт в городах зависит от навигаторов, они тоже жалуются.

Напомним, с 1 февраля 2025 года размер платы в систему «Платон» может вырасти до 3,21 рубля за километр пробега, прогнозируют в Росавтодоре. Текущий тариф – 3,05 рубля. LR

Тэги: Платон, тахографы







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх