Новый закон о смешанных перевозках заставит транспортников «работать на две ставки»



Новый закон о смешанных перевозках заставит транспортников «работать на две ставки»

4 июня 2020

Публичные обсуждения документа завершатся 11 июня

Новый закон о смешанных перевозках заставит транспортников «работать на две ставки»

Минтранс доработал проект федерального закона «О прямых смешанных (комбинированных) перевозках», который определяет порядок взаимодействия транспортных организаций железнодорожной, морской и автомобильной отраслей.

Документ опубликован на федеральном портале нормативно-правовых актов.

– Данный вид перевозок востребован за счет того, что он позволяет оптимизировать ряд логистических издержек. Поэтому важно поддерживать развитие комбинированного сервиса на законодательном уровне, – заявил изданию Gudok.ru руководитель департамента железнодорожных перевозок группы компаний AsstrA Андрей Сулла. – То, что накладную можно будет оформить в электронном формате, оптимизирует документарное сопровождение перевозки и упростит взаимодействие между грузоотправителем, экспедитором и перевозчиком.

Но важно, чтобы все страны приняли этот проект, добавил эксперт. Так как использование единой транспортной накладной (ЭТН) только на территории России значительно снижает значимость принятия законопроекта.

Доработанный Минтрансом документ предполагает, что при организации смешанных перевозок все участвующие в процессе транспортные организации должны заключить между собой соглашение для распределения обязанностей и ответственности, определения механизма расчета, порядка передачи груза с одного вида транспорта на другой и рассмотрения претензий от заказчиков.

В то же время грузоотправитель или грузополучатель должен заключить договор – разовый или регулярный – с основным перевозчиком, который выполняет роль экспедитора. Данное правило регламентируется статьей «договор прямой смешанной перевозки» федерального закона.

Основной перевозчик обязан организовать доставку груза разными видами транспорта и выдать его в пункте назначения. Для этого он сможет привлекать сторонних перевозчиков, с которыми подписано соответствующее соглашение. На нем же лежит ответственность за повреждение или утрату груза, а также возмещение ущерба. Только после произведения выплат перевозчик сможет обратиться с обратным требованием к тому, на чьем участке маршрута случилось происшествие.

Статья «плата за перевозки» говорит о том, что отправитель или получатель груза осуществляет расчет, расплачивается за весь путь доставки с основным перевозчиком, после чего тот рассчитывается с другими транспортными компаниями.

Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов полагает, что закон будет способствовать всеобъемлющему страхованию прямых смешанных перевозок.

Необходимо добавить, что Минтранс РФ также разработал проект (ЕТН), которая будет содержать информацию о размере провозных платежей на каждом участке пути. Это сократит объем документации, ускорит процесс оформления перевозки и сделает расчеты более прозрачными для заказчика услуг, уверены в министерстве.

Однако с новой версией законопроекта согласны не все участники рынка.

– Сегодня мы видим, что действующее законодательство, в том числе Гражданский кодекс РФ, позволяет транспортным организациям заключать соглашения об организации прямых смешанных (комбинированных) перевозок. При этом статистические данные или иные материалы, подтверждающие наличие каких-либо проблем, сопряженных с отсутствием регулирования, предлагаемого проектом акта, разработчиками законопроекта предоставлены не были, – поясняет исполнительный директор Союза участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава (СОЖТ) Алексей Дружинин.

Он также добавил, что в законопроекте отсутствуют положения, направленные на принятие каких-либо экономических мер. В то время как «в каждом виде сообщения уже применяются транспортно-логистические технологии и определен свой размер провозной платы, остается неясным, за счет чего перевозчики могут снизить стоимость при прямых смешанных (комбинированных) перевозках».

Руководитель отдела интермодальных перевозок логистической компании «Даксер» Михаил Русаков напоминает, что уже сейчас многие экспедиторские компании, осуществляющие смешанные грузовые перевозки, используют предназначенный для грузовладельцев и таможенного оформления грузов документ («домашний коносамент»), который отображает движение груза из пункта «А» в пункт «Б» с использованием нескольких видов транспорта.

– При издании такого «сквозного документа» экспедитор не освобождается от необходимости оформления транспортных накладных на каждый отдельный участок перевозки, поэтому при необходимости может предоставлять их грузовладельцам или иным лицам, представляющим их интересы. Логично предположить, что и при введении ЕТН данная практика сохранится, – резюмировал Михаил Русаков.

Предыдущая версия законопроекта о смешанных перевозках была опубликована в 2018 году.

Напомним, ранее Минтранс предлагал включить в договор перевозки экспедиторов и посредников. LR

Тэги: Минтранс, законодательство, перевозка грузов, AsstrA





Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя* Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Твиттер и Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в Фейсбуке

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх