Грузовики наехали на железнодорожную грузовую базу в Европе

28 декабря 2022

Без господдержки уход клиентов на более энергоемкий транспорт неизбежен, уверены операторы

Грузовики наехали на железнодорожную грузовую базу в Европе

Рост цен на электроэнергию в Евросоюзе привел к резкому увеличению затрат железных дорог на обеспечение электротяги, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на зарубежные СМИ.

Французские железные дороги (SNCF Reseau) подняли тарифы на закупку электроэнергии для тяги для железнодорожных перевозчиков на 2023 год в 8,5 раза — с €56 до €473,5 за 1 МВт•ч. Как сообщила ассоциация Alliance 4F (Fret Ferroviaire Francais du Futur), которая объединяет железнодорожных перевозчиков и операторов, отсутствие господдержки при таком росте энергоцен несет в себе риск роста расходов по всей транспортной цепочке страны, в том числе при мультимодальных перевозках, на 15–20%.

Месяц назад Alliance 4F обратилась к министру транспорта Пятой республики Клеману Бона установить потолок цены на электроэнергию для тяги на уровне €180 за 1 МВт•ч и просубсидировать расходы операторов на оплату услуг SNCF Reseau. Однако Правительство проигнорировало просьбу.

В сентябре британская Network Rail пожаловалась, что расходы на электроэнергию для тяги возрастут в 2023-2024 годах с £595 млн до £885 млн, а совокупные операционные расходы на энергетику – с £670 млн до более чем £1 млрд.

По оценкам Community of European Railway and Infrastructure Companies (CER), железные дороги Европы на сегодняшний день уже закупают электроэнергию по средней стоимости €200 за 1 МВт•ч. Максимальная зафиксированная цена – €870 за 1 МВт•ч.

На следующий год ожидается средняя закупочная цена в €300-400 за 1 МВт•ч, а по прогнозам железнодорожных операторов – на уровне €500. По данным Евростата, железные дороги Европы потребляют 50 млрд кВт•ч электроэнергии в год, то есть на них приходится примерно 2% электропотребления в ЕС.

Согласно оценкам CER, дополнительные расходы железных дорог Евросоюза с учетом высокого уровня их электрификации, вызванного ростом цен на энергоносители, составят €10 млрд в год.

Рост стоимости электроэнергии для железных дорог обостряет их конкуренцию с автотранспортом и вызывает замещение электротяги, преобладающей в ЕС (80% грузо- и пассажирооборота), тепловозной тягой.

В Венгрии, где электрифицировано более 90% железнодорожных перевозок, в этом году компании в целях экономии стали выводить на сеть тепловозы вместо электровозов. Как отмечают в своем заявлении Европейская ассоциация грузовых железнодорожных перевозок (ERFA), Международный союз операторов подвижного состава (UIP) и Международный союз мультимодальных перевозчиков «железная дорога-автотранспорт» (UIRR), цены на электроэнергию для тяги выросли в ЕС на 300-1000%, в то время как стоимость дизельного топлива – только на 70%.

– Без вмешательства со стороны стран-членов ЕС возросшие цены на электроэнергию в итоге приведут к снижению доли железнодорожного транспорта или даже уходу от него к более энергоемкому, но более дешевому автотранспорту, работающему на нефтяных видах топлива, – предупреждает CER.

Германский бундестаг на днях одобрил снижение стоимости электроэнергии для промышленности до 13 центов за 1 кВт•ч, такая льготная цена действует на 70% объема потребления предприятия (на основе данных за 2021 год).

Конор Фиан из ERFA надеется, что принятые Германией меры поддержки в том числе железных дорог вызовут эффект домино в других странах Евросоюза. Но в целом, цитирует его RailFreight.com, «подход стран-членов ЕС варьируется от очень скромной помощи до ухудшающих ситуацию мер по субсидированию стоимости дизельного топлива».

Напомним, во II квартале 2022 года число банкротств в Европе в месячном выражении выросло на 2,9%. В III квартале увеличилось на 16,3% по сравнению с итогами II квартала. Аналитики Eurostat объясняют волну банкротств подорожанием энергоносителей. LR

Тэги: ЕС, статистика, санкции, железнодорожные грузоперевозки







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх