На Globaltrans жалуются инвесторы

19 июля 2024

Акции компании с апреля 2024 года упали на 35%

На Globaltrans жалуются инвесторы

На российском рынке акций может появиться еще одна группа недовольных и потерявших свои вложения инвесторов. Держатели расписок железнодорожного перевозчика Globaltrans пожаловались в ЦБ на невыплату дивидендов и страхи того, что компания проведет делистинг акций с Мосбиржи, пишет Forbes.

Акции компании Globaltrans, которая работает на рынке грузовых железнодорожных перевозок стран СНГ, размещены на Лондонской бирже, а на Мосбирже обращаются депозитарные расписки, – в общей сложности на открытом рынке торгуется 56% капитала. Среди российских инвесторов расписки были популярны благодаря большому объему свободного денежного потока и щедрым дивидендам. Дивидендная политика предусматривает выплату не менее 50% от свободного денежного потока, если отношение чистого долга к скорректированной EBITDA менее 1. Об этом сообщает «Коммерсантъ».

Инвесторы не получат выплат и за 2023 год – так решили акционеры на годовом собрании 29 апреля 2024 года, хотя это и противоречит дивидендной политике. Теперь частные инвесторы боятся, что компания так и не распределит деньги, поэтому 8 июля они направили обращение к Банку России и правительству.

В письме инвесторы не предъявляют конкретных требований, но просят соблюдать их интересы в ходе сделок или операций, которые касаются Globaltrans и ее дочерних компаний в России, с учетом их законных прав и ограничений на выплату дивидендов из-за санкций.

Отказ компании от выплат и страх потерять вложения в расписки компании привели к тому, что цена бумаг начала падать после исторического максимума 16 апреля. К 15 июля котировки обвалились на 35%, до 594 рублей за расписку, – это минимум с начала года. Индекс Мосбиржи за это же время снизился на 16%.

Владельцы ценных бумаг Globaltrans в российской инфраструктуре пытаются защитить свои права, так как боятся потерять активы после перерегистрации головной компании с Кипра в ОАЭ.

В январе 2024 года пакеты четырех основателей компании – Никиты Мишина, Константина Николаева, Сергея Мальцева и Александра Елисеева – выкупил казахстанский бизнесмен Кайрат Итемгенов, теперь ему принадлежат 32% компании. Следом, в марте 2024 года, Globaltrans сменила юрисдикцию головной компании на ОАЭ, которые не вводили санкции против России. В компании предупреждали, что «переезд» позволит разблокировать перечисление дивидендов, но он «не означает безусловного возобновления дивидендных выплат в пользу акционеров». И действительно, в Globaltrans заявили, что дивидендов за 2023 год не будет «из-за технических сложностей».

Инвесторам это напомнило другую историю – компании Polymetal. В 2023 году та попала под санкции США, сменила юрисдикцию с британского острова Джерси на Казахстан, продала российские активы, которые обеспечивали 70% производства группы. Остатки бизнеса в России сменили название на Solidcore Resources, но глава компании Виталий Несис отмечал, что у нее больше нет никакого присутствия в стране, а листинг на российском рынке нецелесообразен.

Компания предлагала инвесторам обменять российские бумаги на казахстанские.

– Акции, которые торгуются на Московской бирже, ущербные: до их владельцев не доходят дивиденды, они не могут голосовать, – заявил Несис.

В итоге Solidcore Resources решила провести делистинг на Мосбирже 30 сентября 2024 года из-за санкций против Мосбиржи.

В выпуске депозитарных расписок Globaltrans принимал участие Citibank, в 2020 году он стал банком-депозитарием этой программы. По ее условиям, депозитарий отвечает за выпуск и погашение расписок, распределение дивидендов, обработку корпоративных действий и реестр владельцев расписок.

Отказ в выплате дивидендов связан с цепочкой хранения расписок через бельгийский депозитарий Euroclear и подсанкционный НРД – расчеты между ними прекратились еще в 2022 году. В связи с санкциями ЕС против НРД выплата дивидендов невозможна, считает партнер адвокатского бюро NSP Арам Григорян.

Пресс-служба Globaltrans говорит, что материнская компания, теперь зарегистрированная в ОАЭ, не выводит дивиденды дочерних обществ из России. «Деньги остались в российском контуре из-за ограничения на вывод средств в недружественные юрисдикции, и компания использует их, чтобы выплатить кредиты российским банкам», – сообщают в Globaltrans. Когда будут выплаты акционерам, компания не сообщает.

Из-за всех этих проблем компания действительно может решиться на делистинг, но говорить о реализации этих рисков пока преждевременно, считает юрист BGP Litigation Ярослав Перглер. Эксперты «Солид брокер» настроены скептически: компания, теоретически, действительно может продать все активы и оставить «пустышку» торговаться на бирже, как это было с бумагами Polymetal.

Портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал» Дмитрий Скрябин предполагает, что выходом из ситуации стал бы «переезд» головной компании в российскую юрисдикцию, но пока таких инициатив не было.

Эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Дмитрий Пучкарев говорит, что Globaltrans вряд ли пойдет по пути Polymetal, поскольку выручка транспортной компании на зарубежных рынках несущественная, и выход из российских активов, по сути, предполагает продажу всей компании. Все ключевые дочерние общества компании зарегистрированы в России, и Globaltrans официально не заявляла, что рассматривает их продажу.

Аналитик «Цифра брокер» Наталия Пырьева отмечает, что если дивидендов не будет, а менеджмент продолжит давать лишь короткие комментарии по этому вопросу, дальнейшего падения не избежать. Аналитики «БКС» дают по распискам негативный прогноз и целевую цену ₽560 – ниже, чем сегодня.

Если компания не объявит о делистинге, цена ее расписок может превысить ₽700, говорит главный аналитик Совкомбанка Вячеслав Бердников. В «Цифра брокер» и «Альфа-Капитал» предполагают, что если дивиденды все же будут, а компания каким-то образом вернется к их выплатам, то дивидендная доходность может превысить 30%, так как бизнес, несмотря ни на что, продолжает генерировать денежный поток.

Напомним, ранее инвесткомпания Aqniet Capital LLP (Aqniet) из Казахстана увеличила долю в Globaltrans Investment PLC на 0,5%. В январе 2024 года Aqniet уведомила о завершении приобретения в полном объеме долей трех основных акционеров компании и теперь косвенно владеет 26,19% выпущенного акционерного капитала. LR

Фото: globaltrans.com/ru

Тэги: Globaltrans, инвестиции







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх