Уголь пропустят вперед. Но лишь к избранным портам
16 января 2024Специализированные морские гавани обладают оборудованием, которое ускоряет выгрузку в 15 раз
Первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов направил Президенту России Владимиру Путину доклад, в котором предложил ввести в рамках временных правил очередности перевозок грузов приоритет перевозок угля в направлении специализированных угольных портов относительно универсальных терминалов, сообщает «Коммерсантъ».
Минтранс полагает, что перераспределение грузопотоков в направлении спецпортов позволит ускорить операции и увеличить объемы перевалки, отмечая, что при использовании вагоноопрокидывателей технологическая норма на выгрузку вагона сокращается в 15 раз относительно выгрузки вагона грейферным способом – с часа до четырех минут.
По данным, приведенным в письме, в 2023 году на спецтерминалы приходилось 47,8% объема перевалки экспортного угля в портах Дальнего Востока, или 53,2 млн тонн.
– Непрофильные стивидорные компании занимают 50% пропускной способности пропорционально заявленным объемам, фактически уменьшая объем перевозок моногруза (угля) в адрес специализируемых портов, – написал Бокарев, прося о приоритете для спецпортов в рамках временных правил очередности.
Президент поручил главе ОАО «РЖД» Олегу Белозерову и Андрею Белоусову проанализировать данное предложение.
В Минтрансе поддерживают эту инициативу.
– Проблема в том, что стабильно не хватает грузов и в портах, и в специализированных терминалах, – сообщили «Ъ» в НТК (управляет транспортными активами СУЭК и «Еврохима», в том числе специализированными угольными портами в Ванино и Находке). – Средняя загрузка – 70% у всех. Перераспределение потоков не решит проблему недостаточной пропускной способности железных дорог. Административное регулирование может улучшить положение отдельных терминалов, но это вряд ли улучшит ситуацию с экспортом в целом.
Для экономики страны могла быть полезна поддержка океанских портов, обеспечивающих географическую свободу экспорта и его универсальность и обладающих возможностями работы с флотом самого большого тоннажа, добавили в НТК. В «Эльгаугле» подтверждают потребность в увеличении грузопотока в направлении специализированных угольных портов.
Белоусов пишет, что сейчас ведется работа по определению признаков специализированного терминала.
По информации «Ъ», в качестве одного из таких признаков Минтранс предлагает использование на терминалах вагоноопрокидывателей и размораживающих устройств (для борьбы со смерзанием угля зимой).
Из переписки ведомств следует, что приоритет планируется применить в рамках шестой очереди временных правил – то есть перевозки стандартных угольных грузов. При этом экспорт угля из Кузбасса, Бурятии, Хакасии, Тувы и Якутии по соглашениям регионов с ОАО «РЖД» осуществляется в рамках более приоритетной третьей очереди.
На такой уголь приходилось порядка 64% от перевозок угля в восточном направлении. В 2024 году объем квот для регионов вырастет на 6%, до 99,3 млн тонн. Таким образом, уголь, идущий в рамках третьей очереди на экспорт на универсальный терминал, все равно будет иметь приоритет перед углем по шестой очереди в адрес специализированного.
Ассоциация морских торговых портов в письме на имя главы Минтранса Виталия Савельева подчеркивает, что «истинная причина недозагрузки морских терминалов прежде всего связана с инфраструктурными ограничениями железных дорог». Введение приоритетов не устранит эту проблему, «а приведет к перераспределению грузопотоков на отдельных направлениях, в том числе на Восточном полигоне».
В документе подчеркивается, что требования к терминалам, предназначенным для перевалки угля, исчерпываются необходимостью обладать лицензией, соответствовать требованиям экологического законодательства, техрегламента о безопасности объектов морского транспорта и придерживаться наилучших доступных технологий. Введение приоритетов «носит необоснованно дискриминационный характер и повлечет за собой искусственное перераспределение грузовой базы между операторами морских терминалов».
Напомним, в 2023 году приоритетный проезд по железной дороге имел уголь, который создает 0,5% ВВП страны, а грузы, формирующие 20% ВВП, остаются в стороне. LR
Минтранс полагает, что перераспределение грузопотоков в направлении спецпортов позволит ускорить операции и увеличить объемы перевалки, отмечая, что при использовании вагоноопрокидывателей технологическая норма на выгрузку вагона сокращается в 15 раз относительно выгрузки вагона грейферным способом – с часа до четырех минут.
История вопроса
На Восточный полигон в новом году претендует больше угля
РЖД просит дать ей еще порулить грузовой очередностью на Восточном полигоне
Инициатива исходила от Восточного порта и была представлена в письме президенту от Андрея Бокарева (был совладельцем «Кузбассразрезугля», но с весны 2022 года реструктурировал собственность), в котором он жаловался, что, несмотря на масштабные инвестиции в Восточный порт, в том числе ₽8 млрд только в экологические мероприятия, железнодорожные перевозки в его адрес с 2020 года снизились на 7%, до 23,9 млн тонн, при доступных мощностях 55 млн тонн.На Восточный полигон в новом году претендует больше угля
РЖД просит дать ей еще порулить грузовой очередностью на Восточном полигоне
По данным, приведенным в письме, в 2023 году на спецтерминалы приходилось 47,8% объема перевалки экспортного угля в портах Дальнего Востока, или 53,2 млн тонн.
– Непрофильные стивидорные компании занимают 50% пропускной способности пропорционально заявленным объемам, фактически уменьшая объем перевозок моногруза (угля) в адрес специализируемых портов, – написал Бокарев, прося о приоритете для спецпортов в рамках временных правил очередности.
Президент поручил главе ОАО «РЖД» Олегу Белозерову и Андрею Белоусову проанализировать данное предложение.
В Минтрансе поддерживают эту инициативу.
– Проблема в том, что стабильно не хватает грузов и в портах, и в специализированных терминалах, – сообщили «Ъ» в НТК (управляет транспортными активами СУЭК и «Еврохима», в том числе специализированными угольными портами в Ванино и Находке). – Средняя загрузка – 70% у всех. Перераспределение потоков не решит проблему недостаточной пропускной способности железных дорог. Административное регулирование может улучшить положение отдельных терминалов, но это вряд ли улучшит ситуацию с экспортом в целом.
Для экономики страны могла быть полезна поддержка океанских портов, обеспечивающих географическую свободу экспорта и его универсальность и обладающих возможностями работы с флотом самого большого тоннажа, добавили в НТК. В «Эльгаугле» подтверждают потребность в увеличении грузопотока в направлении специализированных угольных портов.
Белоусов пишет, что сейчас ведется работа по определению признаков специализированного терминала.
По информации «Ъ», в качестве одного из таких признаков Минтранс предлагает использование на терминалах вагоноопрокидывателей и размораживающих устройств (для борьбы со смерзанием угля зимой).
Из переписки ведомств следует, что приоритет планируется применить в рамках шестой очереди временных правил – то есть перевозки стандартных угольных грузов. При этом экспорт угля из Кузбасса, Бурятии, Хакасии, Тувы и Якутии по соглашениям регионов с ОАО «РЖД» осуществляется в рамках более приоритетной третьей очереди.
На такой уголь приходилось порядка 64% от перевозок угля в восточном направлении. В 2024 году объем квот для регионов вырастет на 6%, до 99,3 млн тонн. Таким образом, уголь, идущий в рамках третьей очереди на экспорт на универсальный терминал, все равно будет иметь приоритет перед углем по шестой очереди в адрес специализированного.
Ассоциация морских торговых портов в письме на имя главы Минтранса Виталия Савельева подчеркивает, что «истинная причина недозагрузки морских терминалов прежде всего связана с инфраструктурными ограничениями железных дорог». Введение приоритетов не устранит эту проблему, «а приведет к перераспределению грузопотоков на отдельных направлениях, в том числе на Восточном полигоне».
В документе подчеркивается, что требования к терминалам, предназначенным для перевалки угля, исчерпываются необходимостью обладать лицензией, соответствовать требованиям экологического законодательства, техрегламента о безопасности объектов морского транспорта и придерживаться наилучших доступных технологий. Введение приоритетов «носит необоснованно дискриминационный характер и повлечет за собой искусственное перераспределение грузовой базы между операторами морских терминалов».
Напомним, в 2023 году приоритетный проезд по железной дороге имел уголь, который создает 0,5% ВВП страны, а грузы, формирующие 20% ВВП, остаются в стороне. LR
Тэги: уголь, железнодорожные грузоперевозки
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости