Правила грузовой очереди на Восточном полигоне хотят переписать

24 марта 2023

Причина – сокращение поставок высокодоходных металлов и удобрений из-за установленных квот на уголь

Правила грузовой очереди на Восточном полигоне хотят переписать

Глава Минэкономразвития Максим Решетников направил письмо первому вице-премьеру РФ Андрею Белоусову, который курирует транспортную отрасль, в котором рассказал о проблемах с вывозом по железной дороге из Сибири и с Дальнего Востока продукции с высокой добавленной стоимостью: черных металлов, удобрений, алюминия и сжиженного углеводородного газа (СУГ), пишет «РБК».

Приоритет при транспортировке угля из Кузбасса, Бурятии, Хакасии и Тувы выше, чем у других гражданских грузов, включая продукцию с высокой добавленной стоимостью. Чтобы вывозить больше металла, удобрений и СУГ, министр предложил изменить очередность перевозок по железной дороге.

Белоусов поручил Минэкономразвития проработать этот вопрос «для сохранения стабильной социальной обстановки» в регионах с другими профильными ведомствами, местными властями, РЖД и представить в Правительство до 3 апреля согласованные предложения.

Как следует из приведенных Решетниковым в письме данных, с прошлого декабря по февраль только из Кемеровской и Иркутской областей не вывезено примерно 1,5 млн тонны черных металлов, алюминия, удобрений и СУГ. В результате потери валовой добавленной стоимости (ВДС) для этих двух регионов составили несколько десятков миллиардов рублей. По информации ведомства, ВДС угля составляет 2,5 тысячи рублей за тонну, что в 4-25 раз меньше, чем у этих высокодоходных грузов.

Черные металлы, алюминий, удобрения и СУГ не вывозятся в полном объеме из-за ограниченной провозной способности инфраструктуры РЖД, а также из-за приоритета доставки гарантированных объемов угля из Кузбасса (53,1 млн тонн в этом году), Бурятии (8,1 млн тонн), Хакасии (6,1 млн тонн) и Тувы (0,4 млн тонн).

Квоты на вывоз угля из этих регионов президент РФ согласовал в декабре 2021 года. На тот момент погрузка угля на станциях Восточного полигона из Хакасии и Бурятии сократилась на 40-60%.

В результате изменения логистических маршрутов объем железнодорожных грузоперевозок на Восток впервые в истории превысил перевозки на Запад, заявил глава «РЖД» Олег Белозеров в ходе встречи с Владимиром Путиным.

Прошлым летом дефицит провозных мощностей Восточного полигона, по данным вице-премьера, полпреда президента в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева, превышал 100 млн тонн.

– Мы сегодня перевозим не весь груз, который должны перевезти к восточным границам. То есть часть грузов предприятий остается на местах. И каждая тонна – а в масштабах Восточного полигона можно говорить о каждом миллионе тонн, который остался на территории России, – это убыток для экономики страны в тот период, когда она нуждается в интенсивном развитии, – утверждал Юрий Трутнев ранее на заседании госкомиссии по вопросам развития Арктики.

До 1 июля 2023 года приостановлено действие правил недискриминационного доступа к железнодорожной инфраструктуре, которые были утверждены кабмином в 2003 году для обеспечения всем компаниям равного доступа к перевозкам. Сейчас РЖД действуют в соответствии с временными правилами определения очередности перевозок грузов.

Теперь доступ на Восточный полигон получили самые разные категории продукции, но, согласно этому документу, у перевозки угля на основании отдельных указов и распоряжений президента приоритет все же выше, чем у высокодоходной продукции.

Чтобы увеличить транспортировку высокодоходных грузов из Сибири и с Дальнего Востока, по предложению Минэкономразвития, необходимо установить приоритет их вывоза перед гарантированными объемами перевозок угля. Для этого нужно поменять временные правила РЖД и пересмотреть индикативный план-график вывоза угля на экспорт в восточном направлении, который в ноябре 2022 года утвердил Белоусов.

Помимо грузоотправителей существует интерес и РЖД к увеличению перевозки более доходных грузов. Остается риск не вывести около 10-15 млн тонн угля ежегодно – остановка добычи 4-5 крупных шахт, предупреждает управляющий директор рейтинговой службы Национального рейтингового агентства (НРА) Сергей Гришунин.

В минувших январе-феврале из Кузбасса было вывезено 9,35 млн тонн угля, что на 0,71 млн тонн меньше запланированных.

– Расширение магистрали по-настоящему станет заметно ближе к 2026 году. Есть надежда, что форсирование поставок по Северному морскому пути сможет частично решить проблему уже к 2024 году, – надеется Гришунин.

Напомним, в феврале 2021 года ОАО «РЖД» по поручению вице-премьера РФ Юрия Трутнева оценило, сколько средств потребуется для вывоза с новых месторождений Дальневосточного федерального округа заявленного объема угля. LR

Тэги: уголь, РЖД, Восточный полигон, железные дороги







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх