У ПГК ушло на залог больше половины грузового парка
4 апреля 2024Вагоны переданы в залог для структурирования сделки по приобретению компании
«Первая грузовая компания» (ПГК) в феврале передала в залог 66,8 тыс. вагонов общей стоимостью ₽92,1 млрд. По данным агентства Rollingstock Agency, по состоянию на начало марта парк грузовых вагонов в ПГК оценивался на уровне 93,5 тыс. вагонов, из которых 77% составляют полувагоны, использующиеся для перевозки широкой номенклатуры насыпных грузов, в том числе угля. Вагоны переданы в залог для структурирования сделки по приобретению компании, пояснили «РБК» в пресс-службе ПГК.
Компанию приобрело АО «Аврора Инвест», которое связывают с собственниками крупнейшего железнодорожного оператора сжиженного углеводородного газа «СГ-Транс» – братьями Тимуром и Русланом Бабаевыми. До лета 2023-го мажоритарными акционерами этой компании были Тайчер и Сергей Смыслов.
Прошлогодней осенью представитель Тайчера сообщал «РБК», что бизнесмен и его партнер Смыслов больше не владеют акциями АО «Вектор Рейл» (согласно базе СПАРК, крупнейший совладелец «СГ-Транса»).
– Оба продали свои доли Бабаевым, менеджменту и фондам, – пояснял он изданию.
По итогам 2023 года выручка ПГК по РСБУ увеличилась на 10,7%, составив ₽177 млрд, чистая прибыль снизилась на 5,2%, до ₽36,4 млрд. Совокупный финансовый результат за указанный период также сократился на 5,2%, до уровня ₽36,4 млрд.
Передача вагонов в залог – это техническая процедура, она не влияет на работу оператора, добавил представитель ПГК.
– Мы продолжаем предоставлять услуги по оперированию как в собственном, так и привлеченном парке, выполняя в полном объеме обязательства перед клиентами, – сказал он.
По данным источника «РБК» на транспортном рынке, средства под сделку по приобретению ПГК в ноябре 2023 года, предоставил банк ВТБ.
В последние несколько лет ПГК продала часть парка. В 2020 году компания реализовала весь парк цистерн (около 13 тыс. единиц стоимостью ₽19 млрд), летом 2022-го – более 4 тыс. универсальных платформ (эксперты оценивали сделку в ₽4 млрд), а в сентябре компания избавилась и от цементовозов в количестве 4 тыс. единиц оценочной стоимостью ₽4,5 млрд.
Близкий к ПГК источник утверждал, что с продажей цементовозов оператор завершил процесс выхода из непрофильных сегментов «для усиления присутствия в стратегических», которые обладают потенциалом роста или где ПГК имеет конкурентные преимущества: полувагоны, крытые вагоны и фитинговые платформы.
Залог – распространенный инструмент у железнодорожных операторов, который позволяет повысить комфорт для банка-кредитора, при этом он минимально влияет на операционный процесс, говорит Игорь Смирнов, старший директор по корпоративным рейтингам рейтингового агентства «Эксперт РА».
ПГК – один из крупнейших операторов грузовых вагонов в России. По итогам первого полугодия 2023 года компания заняла первое место в рейтинге Infoline Rail Russia Top железнодорожных операторов по версии аналитического агентства «INFOline-Аналитика». У компании диверсифицированная грузовая база, в основе которой уголь, руда, черные металлы.
– Учитывая лидирующее положение на рынке и хорошее финансовое состояние ПГК, риски очень и очень низки, – считает Смирнов.
К негативным факторам, влияющим на доходную базу ПГК, Александр Слободяник, руководитель аналитических проектов Rollingstock Agency, относит нестабильную геополитическую обстановку, санкции, негативную динамику грузовой базы железнодорожного транспорта. Погрузка на сети РЖД начала сокращаться с осени прошлого года. В 2024-м тенденция сохраняется: по итогам I квартала погрузка упала на 3,1% к аналогичному периоду прошлого года.
– К положительным факторам можно отнести текущий уровень ставок на грузовые вагоны – средняя ставка на типовой полувагон находится на уровне около ₽2,9 тыс. в сутки на спотовом рынке. Стоит отметить и продолжающееся замедление работы сети. По итогам января-февраля 2024 года оборот грузового вагона (LR: среднее время от погрузки вагона до его следующей погрузки) в сети РЖД вырос более чем на 10% к январю-февралю 2023 года. Рост оборота компенсирует для оператора снижение грузовой базы и увеличивает размер задействованного парка, – заключает эксперт.
Напомним, «Первая грузовая компания» (ПГК) Владимира Лисина, один из двух крупнейших железнодорожных операторов РФ, продана АО «Аврора Инвест», совладельцами которого называют братьев Тимура и Руслана Бабаевых. Сумма сделки, по данным источников рынка, превысила ₽200 млрд. LR
История вопроса
ПГК избавилась от вагонов, которые могут принудительно изъять
Грузовой парк ПГК стал «менее универсальным»
Эксперт: фитинговые платформы могут стать новым универсальным подвижным составом
В конце 2023 года состоялось несколько крупных сделок на операторском и вагоностроительном рынках. Самой крупной стала продажа ПГК Владимиром Лисиным (третье место в топ-20 богатейших бизнесменов России в глобальном рейтинге Forbes, с состоянием в $26,6 млрд).ПГК избавилась от вагонов, которые могут принудительно изъять
Грузовой парк ПГК стал «менее универсальным»
Эксперт: фитинговые платформы могут стать новым универсальным подвижным составом
Компанию приобрело АО «Аврора Инвест», которое связывают с собственниками крупнейшего железнодорожного оператора сжиженного углеводородного газа «СГ-Транс» – братьями Тимуром и Русланом Бабаевыми. До лета 2023-го мажоритарными акционерами этой компании были Тайчер и Сергей Смыслов.
Прошлогодней осенью представитель Тайчера сообщал «РБК», что бизнесмен и его партнер Смыслов больше не владеют акциями АО «Вектор Рейл» (согласно базе СПАРК, крупнейший совладелец «СГ-Транса»).
– Оба продали свои доли Бабаевым, менеджменту и фондам, – пояснял он изданию.
По итогам 2023 года выручка ПГК по РСБУ увеличилась на 10,7%, составив ₽177 млрд, чистая прибыль снизилась на 5,2%, до ₽36,4 млрд. Совокупный финансовый результат за указанный период также сократился на 5,2%, до уровня ₽36,4 млрд.
Передача вагонов в залог – это техническая процедура, она не влияет на работу оператора, добавил представитель ПГК.
– Мы продолжаем предоставлять услуги по оперированию как в собственном, так и привлеченном парке, выполняя в полном объеме обязательства перед клиентами, – сказал он.
По данным источника «РБК» на транспортном рынке, средства под сделку по приобретению ПГК в ноябре 2023 года, предоставил банк ВТБ.
В последние несколько лет ПГК продала часть парка. В 2020 году компания реализовала весь парк цистерн (около 13 тыс. единиц стоимостью ₽19 млрд), летом 2022-го – более 4 тыс. универсальных платформ (эксперты оценивали сделку в ₽4 млрд), а в сентябре компания избавилась и от цементовозов в количестве 4 тыс. единиц оценочной стоимостью ₽4,5 млрд.
Близкий к ПГК источник утверждал, что с продажей цементовозов оператор завершил процесс выхода из непрофильных сегментов «для усиления присутствия в стратегических», которые обладают потенциалом роста или где ПГК имеет конкурентные преимущества: полувагоны, крытые вагоны и фитинговые платформы.
Залог – распространенный инструмент у железнодорожных операторов, который позволяет повысить комфорт для банка-кредитора, при этом он минимально влияет на операционный процесс, говорит Игорь Смирнов, старший директор по корпоративным рейтингам рейтингового агентства «Эксперт РА».
ПГК – один из крупнейших операторов грузовых вагонов в России. По итогам первого полугодия 2023 года компания заняла первое место в рейтинге Infoline Rail Russia Top железнодорожных операторов по версии аналитического агентства «INFOline-Аналитика». У компании диверсифицированная грузовая база, в основе которой уголь, руда, черные металлы.
– Учитывая лидирующее положение на рынке и хорошее финансовое состояние ПГК, риски очень и очень низки, – считает Смирнов.
К негативным факторам, влияющим на доходную базу ПГК, Александр Слободяник, руководитель аналитических проектов Rollingstock Agency, относит нестабильную геополитическую обстановку, санкции, негативную динамику грузовой базы железнодорожного транспорта. Погрузка на сети РЖД начала сокращаться с осени прошлого года. В 2024-м тенденция сохраняется: по итогам I квартала погрузка упала на 3,1% к аналогичному периоду прошлого года.
– К положительным факторам можно отнести текущий уровень ставок на грузовые вагоны – средняя ставка на типовой полувагон находится на уровне около ₽2,9 тыс. в сутки на спотовом рынке. Стоит отметить и продолжающееся замедление работы сети. По итогам января-февраля 2024 года оборот грузового вагона (LR: среднее время от погрузки вагона до его следующей погрузки) в сети РЖД вырос более чем на 10% к январю-февралю 2023 года. Рост оборота компенсирует для оператора снижение грузовой базы и увеличивает размер задействованного парка, – заключает эксперт.
Напомним, «Первая грузовая компания» (ПГК) Владимира Лисина, один из двух крупнейших железнодорожных операторов РФ, продана АО «Аврора Инвест», совладельцами которого называют братьев Тимура и Руслана Бабаевых. Сумма сделки, по данным источников рынка, превысила ₽200 млрд. LR
Тэги: ПГК, вагоны
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости