Продать «Первую грузовую компанию» с хорошим плюсом не удалось
3 ноября 2023Парк оператора будет сокращен, часть вагонов перейдет к «Деметра-Холдингу»
«Первая грузовая компания» (ПГК) Владимира Лисина, один из двух крупнейших железнодорожных операторов РФ, продана АО «Аврора Инвест», совладельцами которого называют братьев Тимура и Руслана Бабаевых. Сумма сделки, по данным источников рынка, превысила ₽200 млрд. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на два знакомых с ситуацией источника.
Называемая сумма нынешней сделки ненамного превзойдет ₽175,5 млрд, за которые в 20112012 годах структура Владимира Лисина сначала купила 75% минус 2 акции ПГК, а потом консолидировала компанию.
По информации обоих источников в отрасли, гендиректор компании Сергей Каратаев разослал сотрудникам ПГК сообщение о том, что продажа компании завершена. Новый собственник, как он выразился, «останется приверженцем того вектора развития, которым шла компания последние пять лет, с фокусом на расширение объема бизнеса в полувагонах, крытых вагонах и фитинговых платформах, а также на операционную эффективность и улучшение клиентского опыта».
По словам топ-менеджера, в ближайшие недели планируется проведение встреч нового акционера с командой топ-менеджеров ПГК для определения задач на 2024 год и обсуждения параметров стратегии до 2030 года.
Со сменой собственника вырастет конкуренция на рынке, полагает замгендиректора ИПЕМ Владимир Савчук, «и, возможно, мы увидим новые оригинальные подходы к взаимодействию между оператором и грузовладельцем». ПГК в первую очередь была сервисной компанией металлургического холдинга, полагает господин Савчук, а теперь НЛМК будет сложнее дешево получать вагоны, что будет влиять на его финансовые результаты. Так, НЛМК использовал вагоны ПГК для внутризаводских перевозок по ценам ниже рынка.
В новой ситуации, когда сервисные договоры истекут, нужно будет платить рыночную ставку. ПГК будет активнее конкурировать за грузовладельца, говорит эксперт, полагая, что цель сделки – в первую очередь получение дохода. Савчук не считает, что рыночные позиции ПГК пошатнутся: если сделка структурирована так, как сейчас видится, она приведет к созданию более крупного игрока на операторском рынке.
Речь идет об эффективной сделке по консолидации рынка с сильным синергетическим эффектом, полагает глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров: ПГК – один из лидеров по эффективности использования парка, «Вектор Рейл» – крупный собственник и один из лидеров на рынке операционного лизинга. По его мнению, отдельный интерес представляет консолидация активов в сегменте контейнерных перевозок: фитинговые платформы есть у ПГК, в залоге у компании – крупный оператор «Транс Синергия», у «Вектор Рейл» также есть платформы, при этом давно циркулирует информация о возможной приватизации принадлежащего ОАО РЖД «РЖД Бизнес Актив». Новые фитинговые платформы сейчас дорогие, купить их сложно, отмечает Бурмистров, а объединение бизнесов даст усиление позиций за счет выхода в сегмент перевозок контейнерными поездами.
Напомним, ранее «Первая грузовая компания» (ПГК) Владимира Лисина продала «Первому промышленному оператору» около 4,5 тысячи малокубовых крытых вагонов. Это составляет примерно 17% от общероссийского парка. LR
История вопроса
Грузовой парк ПГК стал «менее универсальным»
Эксперт: универсальные платформы становятся токсичным активом
Информация о владельцах общества в ЕГРЮЛ, СПАРК и «Картотеке» не раскрывается, обозначена только гендиректор общества Елена Чайковская, ранее возглавлявшая «Тессера Инвест», подконтрольную братьям Тимуру и Руслану Бабаевым, которые являются совладельцами АО «Вектор Рейл» (ему принадлежит оператор перевозок сжиженных углеводородных газов «СГ-Транс»). Ранее «Аврору» возглавляла Юлия Терсаакова, числящаяся гендиректором «Вектор Рейл».Грузовой парк ПГК стал «менее универсальным»
Эксперт: универсальные платформы становятся токсичным активом
Называемая сумма нынешней сделки ненамного превзойдет ₽175,5 млрд, за которые в 20112012 годах структура Владимира Лисина сначала купила 75% минус 2 акции ПГК, а потом консолидировала компанию.
По информации обоих источников в отрасли, гендиректор компании Сергей Каратаев разослал сотрудникам ПГК сообщение о том, что продажа компании завершена. Новый собственник, как он выразился, «останется приверженцем того вектора развития, которым шла компания последние пять лет, с фокусом на расширение объема бизнеса в полувагонах, крытых вагонах и фитинговых платформах, а также на операционную эффективность и улучшение клиентского опыта».
По словам топ-менеджера, в ближайшие недели планируется проведение встреч нового акционера с командой топ-менеджеров ПГК для определения задач на 2024 год и обсуждения параметров стратегии до 2030 года.
Со сменой собственника вырастет конкуренция на рынке, полагает замгендиректора ИПЕМ Владимир Савчук, «и, возможно, мы увидим новые оригинальные подходы к взаимодействию между оператором и грузовладельцем». ПГК в первую очередь была сервисной компанией металлургического холдинга, полагает господин Савчук, а теперь НЛМК будет сложнее дешево получать вагоны, что будет влиять на его финансовые результаты. Так, НЛМК использовал вагоны ПГК для внутризаводских перевозок по ценам ниже рынка.
В новой ситуации, когда сервисные договоры истекут, нужно будет платить рыночную ставку. ПГК будет активнее конкурировать за грузовладельца, говорит эксперт, полагая, что цель сделки – в первую очередь получение дохода. Савчук не считает, что рыночные позиции ПГК пошатнутся: если сделка структурирована так, как сейчас видится, она приведет к созданию более крупного игрока на операторском рынке.
Речь идет об эффективной сделке по консолидации рынка с сильным синергетическим эффектом, полагает глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров: ПГК – один из лидеров по эффективности использования парка, «Вектор Рейл» – крупный собственник и один из лидеров на рынке операционного лизинга. По его мнению, отдельный интерес представляет консолидация активов в сегменте контейнерных перевозок: фитинговые платформы есть у ПГК, в залоге у компании – крупный оператор «Транс Синергия», у «Вектор Рейл» также есть платформы, при этом давно циркулирует информация о возможной приватизации принадлежащего ОАО РЖД «РЖД Бизнес Актив». Новые фитинговые платформы сейчас дорогие, купить их сложно, отмечает Бурмистров, а объединение бизнесов даст усиление позиций за счет выхода в сегмент перевозок контейнерными поездами.
Напомним, ранее «Первая грузовая компания» (ПГК) Владимира Лисина продала «Первому промышленному оператору» около 4,5 тысячи малокубовых крытых вагонов. Это составляет примерно 17% от общероссийского парка. LR
Тэги: ПГК, инвестиции
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости