Предложенные Минтрансом контракты ship-or-pay заподозрили в «незаконности»

29 марта 2021

Кабмин пытается понять, есть или нет в действующем законодательстве положения, позволяющие уже сейчас заключать такие договоры

Предложенные Минтрансом контракты ship-or-pay заподозрили в «незаконности»

Правительственная комиссия по транспорту притормозила внедрение идеи о долгосрочных договорах по принципу «вези или плати» на железной дороге, сообщает газета «Коммерсантъ».

Разработанная Минтрансом концепция, которая создает приоритет вывоза грузов в рамках таких договоров, вызвала резкую критику со стороны клиентов ОАО «РЖД» и противоречивые отзывы чиновников. По данным «Ъ», правкомиссия поручила провести юридический анализ поправок Минтранса. По мнению экспертов, введению принципа «вези или плати» и сейчас ничто не препятствует, но прилагающийся к нему приоритетный доступ к железным дорогам в его текущем виде дискриминирует одни грузы и регионы относительно других.

На совещании у Президента РФ Владимира Путина 2 марта было решено наращивать угольный экспорт, в том числе увеличить поставки из Кузбасса к 2024 году на 30% относительно 2020 года, а взаимные обязательства железнодорожников и угольщиков закрепить трехлетними долгосрочными контрактами. РЖД со своей стороны пообещали дать угольщикам приоритетный доступ к сети в восточном направлении. Чтобы сделать такие контракты возможными, Минтранс предложил поправки к уставу железнодорожного транспорта и правилам недискриминационного доступа к железнодорожной инфраструктуре.

В то же время, Совет потребителей ОАО «РЖД» в своем экспертном заключении от 25 марта обращает внимание, что в случае заключения долгосрочных договоров у сторон возникнут огромные обязательства. Если монополия заключит контракты хотя бы с 30% грузоотправителей, обязательства почти вдвое превысят ее долговой портфель, что неизбежно отразится в ее отчетности. Крупные угольные компании сейчас платят ОАО «РЖД» порядка $0,5 млрд в год каждая и пятилетний договор приведет к росту их обязательств на $2,5 млрд. А обязательства ОАО «РЖД», если хотя бы 30% крупных грузоотправителей заключат с ним пятилетние контракты, увеличатся примерно на 2,5 трлн рублей при текущем долговом портфеле в 1,4 трлн рублей.

В экспертном заключении Совета потребителей РЖД предлагается четче указать, кто и на основании каких критериев определяет, с кем и на каких условиях заключаются такие договоры. Также нужно уточнить, на какие пропускные мощности они будут распространяться: только на новые или также на существующие, и что произойдет, если заявки превысят текущую пропускную способность инфраструктуры.

На заседании президиума правкомиссии по транспорту, которое состоялось 27 марта, вопрос о договорах по принципу «вези или плати» (ship-or-pay) на железных дорогах окончательно решить не удалось. Как сообщили в секретариате первого вице-премьера Андрея Белоусова, были обсуждены ключевые принципы таких договоров и юридические аспекты и даны поручения.

По словам собеседника «Коммерсанта», знакомого с ходом заседания, представители бизнеса выступили с резкими возражениями против предложенной структуры. Разработанные Минтрансом поправки к уставу железнодорожного транспорта и правилам недискриминационного доступа к железной дороге предполагают, что между крупными грузоотправителями (речь идет об угольщиках Кузбасса) и ОАО «РЖД» заключаются долгосрочные договоры на условиях предоплаты и ship-or-pay, а в обмен грузы по этим договорам едут в приоритетном порядке. Основные претензии к концепции – возможная дискриминация других пользователей железных дорог и несимметричность ответственности ОАО РЖД и грузоотправителей.

В итоге, утверждает один из них, господин Белоусов потребовал юридического анализа нового акта. Департамент транспорта Правительства по итогам совещания уже разослал членам правкомиссии и компаниям просьбу направить юридические заключения о наличии или отсутствии в действующем законодательстве положений, позволяющих уже сейчас заключать такие договоры.

Позиция о том, что законодательных препятствий нет, присутствовала в заключении ФАС. О том же писал в своем экспертном заключении Совет потребителей ОАО «РЖД», но замечал, что текущие правила недискриминационного доступа не дают монополии возможности обеспечить приоритет перевозки по таким договорам. Совет потребителей отмечал, что предусмотренное проектом право Правительства устанавливать обязательность заключения таких договоров «можно рассматривать как факт того, что решение о заключении договоров с грузоотправителями принимает правительство», и это требует юридической экспертизы на соответствие принципу свободы заключения договоров.

Напомним, что ранее выяснилось, что формат «вези или плати» устраивает только РЖД и Минтранс, но не грузоотправителей. LR

Тэги: РЖД, ship-or-pay, железнодорожные грузоперевозки, Минтранс, ФАС







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх