Формат «вези или плати» устраивает только РЖД и Минтранс



Формат «вези или плати» устраивает только РЖД и Минтранс

27 марта 2021

Грузоотправители, ФАС и Минэнерго указывают на несоблюдение баланса интересов сторон

Формат «вези или плати» устраивает только РЖД и Минтранс

В России обостряется борьба за введение на железной дороге договоров «вези или плати», отмечает «Коммерсантъ». Предложения Минтранса, которые должны пройти обсуждение на президиуме правительственной комиссии по транспорту, были раскритикованы грузоотправителями, Минэнерго и ФАС. Критика вызвана тем, что данные предложения не соблюдают баланс интересов сторон и ущемляют грузоотправителей.

Ранее на совещании у Президента России Владимира Путина было принято решение увеличить угольный экспорт, а обязательства железнодорожников и угольщиков закрепить долгосрочными контрактами. Минтранс для реализации этого предложения озвучил ряд поправок, предполагающих, что крупные грузоотправители будут заключать с РЖД долгосрочные контракты на условиях невозвратной предоплаты. В обмен они получат право приоритетного проезда в восточном направлении.

Однако Совет потребителей РЖД одобрил экспертное заключение, где не поддержал предложения Минтранса. Совет попросил более конкретно написать, кто и на основании каких критериев определяет, с кем и как заключаются данные договоры. Кроме того, надо уточнить, на что они будут распространяться – только на новые пропускные мощности или и на те, которые уже созданы. Также Совет просит пояснить, что будет происходить, если заявки превысят текущую пропускную способность инфраструктуры.

Потребители выступили также со своими предложениями, они просят ввести одинаковую ответственность для РЖД и грузоотправителей и уточнить, как будет контролироваться вторичный рынок провозных мощностей. Также они хотят уточнить тарифные параметры и сроки договоров.

Кроме того, в Совете потребителей РЖД предупредили, что долгосрочные договоры на условиях «бери и плати» предполагают формирование у двух сторон большого объема обязательств, они, скорее всего, сильно повлияют на отчетность.

Каждая крупная угольная корпорация платит РЖД около 0,5 млрд долларов в год. Заключение пятилетнего договора может привести к росту их обязательств на 2,5 млрд долларов. Обязательства РЖД в случае, если хотя бы 30% крупных грузоотправителей заключат с ними пятилетние контракты, вырастет на 2,5 трлн рублей при текущем долговом портфеле равном 1,4 трлн рублей.

В Минэнерго отметили риски, которые связаны с ограниченностью пропускной способности инфраструктуры. Приоритет у крупных грузоотправителей угля лишит других участников возможности вывозить груз.

ФАС же отметила, что текущая редакция документа позволит увеличить экспорт из Кузбасса на 30%. Однако норма о приоритете перевозки грузов по договору, по мнению ведомства, является избыточной. Она наносит удар по предприятиям малого и среднего бизнеса, которые не смогут заключать выгодные договоры.

Напомним, что в Правительстве продолжаются дискуссии на тему введения приоритетного доступа и системы «вези или плати» на железных дорогах. Будет ли принято такое решение, станет понятно после совещания у Президента России Владимира Путина. LR

Тэги: РЖД, тарифная политика, Минтранс, ФАС, Минэнерго







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя* Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Твиттер и Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в Фейсбуке

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх