У РЖД и перевозчиков «вагонная математика» кардинально не сходится

22 июля 2024

В монополии говорят о профиците парка, а бизнес жалуется на дефицит

У РЖД и перевозчиков «вагонная математика» кардинально не сходится

Генеральный директор, председатель правления ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозеров в письме от 2 июля предложил Минтрансу принять меры для сокращения числа вагонов на сети, сообщает «Коммерсантъ».

В обращении сказано: сейчас грузовой парк, по данным отраслевых институтов, превышает «предельно допустимые технологические параметры инфраструктуры железнодорожного транспорта» на 220 тыс. единиц. Разбалансировка объема погрузки, количества погрузочных ресурсов и возможности инфраструктуры для размещения невостребованных вагонов привели к отрицательной динамике основных показателей, относительно 2018 года, когда парк был меньше на 21%, оборот рабочего парка (среднее время от начала погрузки до начала следующей погрузки) вырос на 31%, производительность снизилась на 20%, участковая скорость движения грузовых поездов – на 10%.

Глава ОАО «РЖД» также предлагает внести изменения в устав железнодорожного транспорта, которые позволят перевозчику перемещать порожние вагоны не только с припортовых (таким правом монополия обладает), но и с других станций. Ужесточить требования к приписке вагонов, чтобы обеспечить возможность размещения невостребованного состава на путях необщего пользования, в том числе по месту приписки. В РЖД выступают за увеличение платы за нахождение вагона на путях общего пользования. Как поясняется в письме, это должно мотивировать собственников размещать вагоны на путях необщего пользования.

Союз операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) указывает, что ОАО «РЖД» не дало подтверждения наличия избыточного парка, а оценка профицита требует дополнительного обоснования. Показатель зависит от оборота вагона, а таких данных на 2030 год нет. В СОЖТ полагают, что инициативы монополии ранее не были поддержаны, поскольку не доказана связь предлагаемых изменений с проблемами, положительное влияние на обстановку на сети не обосновано и их принятие «нарушит баланс интересов в пользу перевозчика».

В комментариях Нефтехимической транспортной компании отмечается, что инициатор поправок не доказал наличия причинно-следственной связи между действиями грузоотправителей и занятостью инфраструктуры.

Учитывая опережающие темпы индексации тарифов на перевозку грузов, повышение платы за нахождение вагонов на путях общего пользования приведет лишь к удорожанию перевозки и росту нагрузки на грузоотправителей с падением объемов, сказано в отзыве «Распадской».

Если предлагаемые изменения направлены на сокращение парка вагонов на сети, отзывается «Трансойл», то более рациональным способом станет синхронизация согласовываемых заявок на перевозку грузов ГУ-12 с техническими планами, что позволит установить, есть ли излишний парк порожних вагонов.

Сегодня наблюдается тотальный коммерческий дефицит подвижного состава, о чем говорят многочисленные обращения грузоотправителей.

По оценкам СУЭК, в 2024-2030 годах будет списано 113 тыс. стандартных полувагонов выпуска 2004-2009 годов. С учетом того, что мощности заводов позволяют производить не более 40 тыс. полувагонов в год, может «возникнуть дефицит данного подвижного состава для вывоза угля в объеме 100 тыс. полувагонов к 2033 году».

СУЭК предлагает профильным министерствам сначала сформировать баланс парка всех видов в перспективе до 2035 года, сделать вывод о наличии дефицита или профицита, а затем рассматривать правки в нормативную базу. Аналогичные аргументы содержатся и в отзыве Минэнерго, предлагающего сдвинуть обсуждения на этап после формирования баланса парка.

В 2024 году оборот вагона увеличился на 10%, или двое суток, основная причина – завершение интеграции динамической модели загрузки инфраструктуры с суточным клиентским планом погрузки, что требует дополнительных согласований и приводит к увеличению простоев, подмечает глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров.

– Если бы сейчас было не 1,35 млн, а 1,15 млн вагонов, у нас было бы падение погрузки на 15%, – говорит эксперт.

В сегменте хопперов-зерновозов локальный профицит обеспечивает стабильный вывоз зерна. Кроме того, ситуация осложняется беспрецедентным объемом строительных работ на БАМе и Транссибе.

Напомним, по итогам 9 месяцев 2023 года спрос на производство цистерн и хопперов в России вырос в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. LR

Тэги: РЖД, грузовые вагоны







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх