Кремль успокаивает, а Счетная палата не исключает топливного кризиса



Кремль успокаивает, а Счетная палата не исключает топливного кризиса

17 марта 2021

Негативным прогнозам власти противопоставляют топливный демпфер

Кремль успокаивает, а Счетная палата не исключает топливного кризиса

Россия может столкнуться с повторением топливного кризиса 2018 года, прогнозируют аналитики Счетной палаты РФ.

– В настоящее время отмечаются риски повторения роста розничных цен на топливо и, как следствие, возникновение социальной напряженности, – отмечается в докладе ведомства.

В Минэнерго заявили, что уже приняли меры для сдерживания роста розничных цен на бензин и дизель и для обеспечения регионов топливом и доходности АЗС, сообщают «Ведомости». Так, власти в начале марта решили увеличить компенсации нефтяникам за поставки топлива на внутренний рынок. Эксперты оценивают рост компенсаций в 135 млрд рублей в год. Против увеличения демпфера традиционно выступал Минфин, однако он пересмотрел свои взгляды на фоне перспектив существенных дополнительных доходов бюджета в связи с ростом цен на нефть.

– Исходим из того, что правительство держит ситуацию под контролем, имеющиеся механизмы задействованы и они не позволят резко меняться ценам на топливо, – цитирует ТАСС заявление пресс-секретаря Президента РФ Дмитрия Пескова.

Демпферный механизм, разработанный в 2018 году, минимизирует воздействие колебания мировых цен на нефть на стоимость бензина в России. Благодаря ему цены на топливо на АЗС в 2020 году держались в рамках инфляции: цена на АИ-92 выросла на 2,2-2,5% при инфляции 4,9%, пояснили в Минэнерго.

В конце января председатель правления «Газпром нефти» Александр Дюков предложил индексировать индикативную цену в демпфере в пределах инфляции, а не на 5%, как сейчас предусмотрено этим механизмом. На совещании у вице-премьера Александра Новака и еще одного вице-премьера Дмитрия Григоренко 10 марта это предложение было поддержано.

Корректировка демпфера назрела, поскольку в этом году цены на нефть в валюте выросли до прошлогодних значений, а курс рубля все еще остается значительно слабее, чем год назад.

Механизм формирования цены на бензин и дизельное топливо изменится в России с 1 мая 2021 года, сообщал вице-премьер Александр Новак в ходе рабочего совещания о ситуации на рынке нефтепродуктов.

Демпферный механизм действует с 2019 года и предназначается для сдерживания стоимости бензина и дизельного топлива при колебаниях цены на нефть. При высоких экспортных ценах на нефть государство выплачивает предприятиям нефтяной отрасли компенсации, чтобы они не повышали цены внутри страны при низких экспортных ценах и высоких российских – нефтяники перечисляют средства бюджету.

Напомним, что весной 2020 года из-за изоляционных мер спрос на топливо в России упал и, по оценкам Минэнерго, достигал 40% в некоторых регионах. В результате власти снизили минимальный порог по реализации топлива на бирже, а также ввели временный запрет на импорт бензина и дизеля в РФ. Это привело к тому, что после снятия ограничений начался резкий рост спроса при низком предложении. Его удалось остановить возвращением и некоторым увеличением нормативов по продаже автомобильного топлива на бирже. LR

Тэги: топливо, демпфер, Счетная палата, прогнозы







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя* Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Твиттер и Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в Фейсбуке

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх