Чтобы строить в РФ крупнотоннажные суда, не хватает самого главного

14 февраля 2024

Российские предприятия производят двигатели с максимальной мощностью до 7,5 МВт, что недостаточно для судов дедвейтом до 70 тыс. тонн

Чтобы строить в РФ крупнотоннажные суда, не хватает самого главного

Власти обсуждают создание площадки по производству судовых малооборотных двигателей мощностью 10-12 МВт, необходимых для крупнотоннажного судостроения, пишет «Коммерсантъ».

Сейчас в России такие двигатели не производят, а после введения санкций в отношении судостроительной отрасли их покупка стала невозможна. Мощность двигателей в 10-12 МВт закрывает потребности судов дедвейтом до 70 тыс. тонн. Для жизнеспособности проекта нужно увеличивать также мощности российских верфей, способных строить крупнотоннажные суда.

«Синара» может стать партнером государства в мегапроекте по производству судовых малооборотных двигателей (МОД) мощностью свыше 10 МВт, речь идет о двигателях для крупнотоннажных гражданских судов: газовозов, танкеров, балкеров, контейнеровозов. По словам одного из собеседников «Ъ», мощность двигателей не будет превышать 12 МВт. Предполагается, что «Синара» в 2024 году создаст инжиниринговый центр, проведет НИР и НИОКР.

После введения тотальных санкций в отношении российского судостроения в связи с началом военных действий на Украине гражданский сегмент отрасли оказался отрезан от возможности покупать судовые двигатели за рубежом. До этого основными поставщиками движков были немецкая MAN, швейцарская WINGD, японская Japan Engine Corporation, финская Wartsila. Российские предприятия производят двигатели с максимальной мощностью до 7,5 МВт, но для крупнотоннажных судов нужны малооборотные двигатели большей мощности, которые в РФ пока не производятся.

Двигатели из КНР изготавливаются по лицензиям «недружественных» стран и с использованием ключевых комплектующих оттуда.

До 2040 года в РФ необходимо построить не менее 270 крупнотоннажных судов, часть из них уже строится, следует из данных Минпромторга. При этом для их строительства потребуется не менее 414 судовых малооборотных двигателей мощностью свыше 10 МВт, подчеркивают в министерстве.

«Синара» уже провела подготовительную проработку проекта и первые образцы российских малооборотных двигателей могут быть созданы в течение пяти лет.

В качестве возможной производственной площадки рассматриваются мощности бывшего волгоградского машиностроительного завода «Красный Октябрь», который проходит процедуру банкротства. Предприятие пока еще не принадлежит «Синаре». До банкротства площадка контролировалась предпринимателем Дмитрием Герасименко через Red October International S.A. В конце 2023 года московское ООО «Техпром» стало победителем аукциона по продаже прав требования по долгам бенефициара.

Надежда Малышева из PortNews отмечает, что мощности двигателя в 12 МВт достаточно для судна дедвейтом около 70 тыс. тонн без ледового класса.

Использование таких двигателей на больших газовозах – сомнительная перспектива, хотя существует возможность ставить на судно две машины сразу. По ее оценкам, на создание нового двигателя с учетом всех изысканий, стендовых и прочих испытаний уйдет не менее пяти лет в самом лучшем случае. Также есть вопрос о том, на какие именно суда двигатели будут устанавливаться, учитывая дефицит мощностей в России по строительству крупнотоннажного флота.

В 2023 году власти передали основного производителя судов в РФ – Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК) – в управление банку ВТБ. Новое руководство поставило целью увеличение строительства средне- и крупнотоннажных судов, для чего рассматривает варианты по строительству новых верфей. В конце года глава ВТБ Андрей Костин говорил Владимиру Путину, что ОСК может построить две новые верфи – на Северо-Западе и на Дальнем Востоке.

Напомним, объединенная судостроительная корпорация не исключает возможности сотрудничества с верфями Ирана, Бразилии и Индии для строительства крупнотоннажных судов. LR

Тэги: судостроение, инвестиции, импортозамещение







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх