Севморпуть с трудом держится на плаву

1 июля 2024

В этом году для обеспечения перевозок по транспортному коридору требуется спустить с верфей 57 судов

Севморпуть с трудом держится на плаву

Нехватка флота для обеспечения грузопотока по Севморпути в этом году оценивается в 53%, следует из июньской презентации нацпроекта «Эффективная транспортная система». На 2024 год транспортному коридору требуется 57 судов, пишет «Коммерсантъ».

Перевозки по Севморпути в прошлом году выросли до 36,2 млн тонн, что на 6,3% выше уровня 2022 года. Вице-премьер Юрий Трутнев в мае утверждал, что в 2024 году будет перевезен 71 млн тонн. В нацпроекте заложен объем перевозок грузов в акватории Севморпути в 53-150 млн тонн в 2030 году и 220 млн тонн в 2035 году. Объем финансирования – ₽744 млрд.

В 2023 году на Севморпути эксплуатировалось 30 судов, в том числе 17 газовозов и танкеров НОВАТЭКа, семь нефтеналивных танкеров «Газпром нефти» и шесть судов «Норникеля». На 2024 год дирекция Севморпути ожидала пополнения арктического флота 16 танкерами для НОВАТЭКа, девятью балкерами для перевозки угля «Северной звезды» и двумя нефтеналивными танкерами для «Восток Ойла».

После попадания под санкции США проекта НОВАТЭКа «Арктик СПГ-2», компания не может получить шесть судов, заказанных на корейской Hanwha Ocean. Из 15 танкеров, строящихся для НОВАТЭКа на судоверфи «Звезда», пять должны были передать компании, однако срок сдачи неоднократно переносился.

Первый танкер из этой партии НОВАТЭК ожидает получить до конца 2024 года и один – в начале 2025 года. Ни один из 16 балкеров для «Северной звезды», также попавшей под санкции США, на конец 2023 года не был заказан.

Дефицит плавсостава ледового класса способен превратиться из среднесрочной в долгосрочную проблему, существенно ограничивающую объемы перевозок по Севморпути, предупреждала N.Trans Lab.

Альтернативой могло бы быть привлечение к перевозкам флота «дружественных» стран (Китая, Индии и других), но флот ледового класса этих стран также ограничен, отмечают аналитики N.Trans Lab.

Перевозки по Севморпути преимущественно флотом третьих стран могут подкрепить их стремление к установлению режима международного регулирования данной транспортной артерии и, соответственно, ее выводу из исключительной юрисдикции РФ. Также N.Trans Lab предупреждала о рисках дефицита ледокольного флота из-за планового выбытия действующих судов, переноса срока ввода новых ледоколов и технологических санкций. К 2030 году в эксплуатации может остаться не более пяти достаточно мощных атомных ледоколов, что не позволит обеспечить круглогодичную навигацию по Севморпути.

По программе в 2024 году ледокольная группировка для обеспечения проводки по Севморпути должна состоять из восьми атомных и трех неатомных ледоколов, в 2035 году – из девяти атомных и пяти неатомных ледоколов. В 2025 году планируется выбытие одного ледокола, а в 2026 году и 2028 году – по два судна.

Сейчас в акватории, говорил специальный представитель по вопросам развития Арктики «Росатома» Владимир Панов, работают десять ледоколов – семь атомных и три неатомных. По его словам, строится пять атомных ледоколов и ведется подготовка к контрактации еще четырех неатомных ледоколов мощностью не менее 40 МВт, заказать которые планируется в этом году.

Основные риски дефицита гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров видит у «Восток Ойла», а текущие проекты Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), не отвечают потребностям, поскольку пока речь идет о строительстве новых верфей, что может быть реализуемо после 2030 года.

Помочь арктическому флоту может только строительство сухого дока на базе второго эллинга Балтзавода, который имеет проект, хорошие компетенции в области судового комплектующего оборудования и обеспечен квалифицированными кадрами.

По словам эксперта, если будет принято решение о переносе этих мощностей, это станет катастрофой, так как кадровый потенциал сохранить не удастся. Пример «Звезды» показывает, что строительство еще одной верфи на Дальнем Востоке невозможно из-за нехватки кадров.

Напомним, новые суда, которые пополнят флот для Северного морского пути, строят на различных верфях, в том числе в Комсомольске-на-Амуре, Калининграде, Нижнем Новгороде и Татарстане. LR

Фото: sever-press.ru

Тэги: Севморпуть, судостроение







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх