Автозаводы не спешат из простоя

25 декабря 2023

Объем производства в РФ сейчас намного ниже уровня двух предыдущих кризисов 2009-2010 годов и 2015-2016 годов

Автозаводы не спешат из простоя

Из 22 автозаводов, которые работали в РФ в 2022 году, простаивает половина. Объем производства автомобилей в РФ сейчас намного ниже уровня двух предыдущих кризисов 2009-2010 годов и 2015-2016 годов, хотя продажи машин в стране с учетом импорта к концу 2023 года уже вышли на уровень 2016 года. Об этом пишет «Коммерсантъ».

– Покупать или тем более национализировать не входит в наши планы. Но если у компании нет возможности обеспечивать поставку компонентов, мы не можем бесконечно находиться в ожидании, – отмечал глава Минпромторга Денис Мантуров. – Мы будем вынуждены найти альтернативу. Это будет касаться всех автопроизводителей, которые будут тянуть с решением». Так он прокомментировал сделку по выходу Renault из России с продажей завода в Москве («Москвич», отошел городу) и доли в АвтоВАЗе (досталась государству).

Сначала надеялись, что инвесторами станут крупные китайские автоконцерны, но за два года ни один китайский игрок не купил автозавод в России, несмотря на то что на автомобили брендов из КНР сейчас уже приходится почти 60% продаж в стране против 9% в феврале 2022 года.

Вместо иностранных инвесторов активы получило либо государство (ему отошли заводы Toyota и Nissan через ФГУП НАМИ Минпромторга), либо частные российские игроки, связанные с дилерами. Так, «Арт-Финанс», принадлежащее бывшему президенту «Авилона» Андрею Павловичу, купило российский завод Volkswagen, а сейчас закрывает сделку по приобретению завода Hyundai (ХММР). «Автодом» приобрел завод Mercedes.

Сергей Удалов из «Автостата» считает, что автоконцерны из Китая не локализуют проекты в РФ, поскольку потенциальные вложения высоки, а «стабильности нет». Выпуск в России выгоден только в долгой перспективе, пока экспорт из Китая намного привлекательнее.

Автомобильный эксперт Владимир Беспалов отмечает, что принятие решений о каких-то существенных инвестициях с глубокой локализацией требует времени, в том числе для изучения рынка.

Китайские автопроизводители активно участвуют в сборке машин в России, но не напрямую, а поставляя машинокомплекты и комплектующие для новых «российских» моделей, которые являются обычно перелицованными копиями китайских оригиналов.

«Соллерс», «Моторинвест», «Автотор» и «Москвич» выстроили бизнес с двумя китайскими концернами – JAC и Dongfeng. АвтоВАЗ пытался наладить сотрудничество с Faw, но пока смог выпустить лишь ограниченную партию автомобилей Lada X-Cross на базе Faw Bestune. Беспалов допускает, что начало сборки моделей из Китая сторонними компаниями может быть в том числе сценарием «обкатки» этих моделей под российский рынок.

– Столкнувшись с оттоком квалифицированных кадров, новые владельцы нуждаются в дополнительном времени для реализации планов, – полагает партнер группы компаний Б1 Андрей Томышев.

Эксперты считают, что в долгосрочной перспективе китайским концернам все-таки придется углублять локализацию своих моделей в России. Предпосылками к этому, по мнению Андрея Томышева, будет значительная доля китайских марок на восстанавливающемся рынке (уже по итогам 2023 года Россия вернется в топ-5 в Европе) и меры властей по ужесточению условий импорта, в частности, электромобилей. По мере того, как производство автомобилей будет расти, «варианты со сборкой, наверное, будут постепенно уходить в прошлое», считает Владимир Беспалов.

Ключевой барьер для локализации – отсутствие необходимых компонентов и замкнутый круг, связанный с тем, что для перезапуска существующих компонентных кластеров в Калуге или Петербурге нужно сначала начать сборку на предприятиях Volkswagen и ХММР. Автокомпонентная отрасль традиционно оставалась вне основного фокуса внимания в РФ. Так, говорит Андрей Томышев, в 2016-2021 годах соотношение инвестиций составляло 20% на 80% в пользу сборки, в то время как в странах с развитой автомобильной промышленностью оно примерно 50 на 50.

Напомним, АвтоВАЗ, «Соллерс» и «Москвич» попали в санкционный список Управления по контролю за иностранными активами (OFAC) США. В отношении входящего в «Соллерс» УАЗа действуют санкции ЕС, КамАЗ и группа ГАЗ уже находились под американскими санкциями. За исключением калининградского «Автотора», теперь под санкциями весь традиционно российский автопром. LR

Тэги: автоконцерны, статистика, аналитика







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх