«Автодате» есть дело до всего: машины, водителя, дороги

16 марта 2021

В «любопытстве» системы эксперты увидели угрозы роста расходов автопроизводителей

«Автодате» есть дело до всего: машины, водителя, дороги

Стало известно, какие данные хотят получать от российских автомобилей разработчики навигационно-телеметрической платформы «Автодата», сообщает «Коммерсант».

Автоконцерны впервые получили перечень данных, которые предполагается собирать в единую базу со всех машин, движущих по дорогам России. Эксперты, опрошенные «Ъ», сходятся во мнении, что на концерны перекладываются расходы на создание системы больших данных, монетизировать которую будет ее оператор, «Автодата».

Так, автопроизводители должны будут раз в минуту получать от машин информацию о местоположении, скорости и направления движения автомобилей, раз в полчаса – об усталости водителя. Раз в 15 минут всю собранную информацию вместе с VIN-номером должна получать «Автодата». В результате автоконцерны опасаются значительных новых расходов, а аналитики видят угрозу роста стоимости массовых машин, отмечает «Ъ».

Издание ознакомилось с проектом перечня данных, которые предполагается собирать со всех автомобилей РФ в единую базу. Речь идет о платформе «Автодата», законопроект о которой разрабатывают НП ГЛОНАСС и рабочая группа НТИ «Автонет». В числе учредителей «Автодаты» – НП «ГЛОНАСС», Росавтодор, Минпромторг, «Роскосмос» и «Яндекс». Ранее участникам рынка стали известны лишь общие параметры платформы: бесплатность размещения информации в системе, обязательный характер в том числе для автоконцернов, владельцев и пользователей автодорог, а также собственников транспорта на дорогах общего пользования.

В перечне определены четыре блока, касающихся безопасности – общественной и дорожного движения, повышения эффективности движения, окружающей среды. Каждый из них определяет, как будет обрабатываться информация: это, в частности, выявление потенциально опасных транспортных средств и обеспечение розыскных мероприятий.

Согласно документу, автопроизводитель должен будет раз в минуту собирать навигационные данные (координаты, направление движения, скорость) и информацию о динамике движения (ускорение, нагрузка на ось, срабатывание систем помощи водителю (ADAS), антиблокировочной и антипробуксовочной систем, сигнализации, экстренного торможения и прочее). Раз в полчаса – получать от машин информацию о состоянии фар и габаритных огней, медленно движущемся автомобиле, дорожных работах, снижении видимости, препятствиях на дороге, а также признаках усталости водителя. Такая же частота передачи предусмотрена и для данных о срабатывании индикатора ошибки двигателя, неисправности тормозной системы и износе тормозных колодок.

Автопроизводители должны передавать все полученные данные в платформу «Автодата» с частотой не менее 15 минут. В сообщении будет VIN-номер машины, ее категория и экологический класс, расчетная грузоподъемность, а также идентификатор сообщения.

Данные о собственнике при его согласии вносятся в электронный ПТС, где также указан VIN-номер, но другие лица могут запросить выписку из него только в ограниченном объеме – с указанием имени, отчества и первой буквы фамилии. Юрист Ярослав Шицле из «Рустам Курмаев и партнеры» говорит, что в случае «Автодаты» VIN-номер не относится к персональным данным, поскольку разработчики декларируют их обработку без получения дополнительных сведений, позволяющих идентифицировать субъекта персональных данных.

Телематические системы у автопроизводителей настроены на сбор данных о геолокации только в обобщенном виде, без привязки к VIN-номеру автомобиля, а информацию о его местоположении получает только владелец, говорит источник «Ъ» на авторынке. Для передачи даже половины данных из списка потребуются очень серьезные вложения в оборудование и программное обеспечение, подчеркивает он. С этим согласны и другие собеседники «Ъ». Они вновь говорят, что расходы, которые понесут автоконцерны, очень значительны, а доход будут получать операторы «Автодаты».

В Минпромторге «Коммерсанту» сообщили, что уведомили Правительство о принципиальном несогласии многих участников рынка с идеей законопроекта.

В НТИ «Автонет» утверждают, что данные с VIN-номером после попадания в «Автодату» сразу пройдут деперсонализацию. Частоту передачи в 15 минут там называют компромиссом: при большем сроке многие данные становятся неактуальными, но задержки вполне достаточно, чтобы не происходило отслеживание машин в реальном времени. В НТИ отрицают, что данные будут собираться с помощью системы ЭРА-ГЛОНАСС, а также говорят, что данные о препятствиях на дороге и усталости водителя «могут передаваться в перспективе от высокоавтоматизированных автомобилей, оборудованных системами технического зрения». Также там уточняют, что автопроизводители и так собирают данные с автомобилей, поэтому «здесь ничего не меняется».

Что касается признаков усталости водителя, Сергей Удалов из «Автостата» говорит, что пересечение разметки без включения поворотника расценивается как признак усталости, и датчики распознавания разметки есть в том числе на некоторых европейских массовых автомобилях. Полноценно эта функция может быть реализована за счет датчика, отслеживающего зрачки водителя, добавляет он. Так, в 2020 году «Мосгортранс» оснастил часть своего парка системой «Антисон», которая представляет собой видеокамеру с инфракрасной подсветкой и динамиком на приборной панели.

Если авто будут агрегироваться, то они должны быть единообразно собраны, говорит Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала». При этом он подчеркивает, что автопроизводителям интересны лишь данные, касающиеся техсостояния машины, тогда как массив запрашиваемой информации гораздо больше и касается во многом дорожной обстановки. Внедрение системы может быть критично для рынка, считает эксперт. Поскольку массовые автомобили практически не оснащены подобными датчиками, а затраты могут быть переложены на покупателя, который именно в этом сегменте наиболее чувствителен к изменению цены.

Ранее сообщалось, что завершить внедрение платформы «Автодата» планируется к 2024 году.

Напомним, что ранее Ассоциация европейского бизнеса раскритиковала проект «Автодаты», указав на возможность утечки информации и неожиданного расширения перечня передаваемой автоконцернами информации. LR

Тэги: Автодата, цифровизация, автоконцерны, законодательство, НП ГЛОНАСС, Минпромторг, Росавтодор, Яндекс, Роскосмос







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя* Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Твиттер и Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в Фейсбуке

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх