Споры с маркетплейсами просят не доводить до суда

11 апреля 2024

«Деловая Россия» считает возможным использовать посредников для достижения консенсуса

Споры с маркетплейсами просят не доводить до суда

С предложением о необходимости создания механизма досудебного урегулирования споров в сфере электронной коммерции выступила в Госдуме руководитель экспертного центра по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов «Деловой России» Екатерина Авдеева. За последние два с половиной года товарооборот на маркетплейсах вырос более чем в семь раз – со ₽167 млрд до ₽1,2 трлн, наряду с возросшим числом претензий потребителей и продавцов к онлайн-площадкам, многие из которых заканчиваются в суде, пишет газета «Известия».

В законодательстве предусмотрено досудебное разрешение споров, но специфика интернет-торговли требует особого подхода, считает Екатерина Авдеева и предлагает вести переговоры, при которых нейтральный посредник помогает сторонам конфликта найти консенсус.

По большей части проблемы касаются продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов (ПВЗ), подчеркнула Екатерина Авдеева. В РФ права потребителей законом достаточно защищены, чего нельзя сказать о контрагентах удаленных торговых площадок.

– Сейчас некоторые маркетплейсы злоупотребляют своим доминирующим положением, вводя в одностороннем порядке собственные правила. Например, зачастую споры связаны с тем, что селлеры и владельцы ПВЗ не согласны с начислениями или штрафами, – рассказала Екатерина Авдеева.

По данным судебной статистики, становится все больше тех проблем, которые не получается решить во внесудебном порядке – компании вынуждены прибегать к более сложной и затратной процедуре, поделился глава «Общественной потребительской инициативы» Олег Павлов.

В Минюсте на запрос «Известий» ответили, что в ведомство поступали проекты законов о регулировании деятельности маркетплейсов. Министерство направило свою позицию головному исполнителю, сказали там, но не уточнили, кому именно. При этом в июне прошлого года в Минпромторге сообщили, что отказались от идеи регулирования маркетплейсов. Как сказал замглавы ведомства Виктор Евтухов, участники рынка сами нашли компромисс.

Согласно данным СПАРК на март, в отношении WB на рассмотрении находились около 850 арбитражных дел. При этом завершенных насчитывается 3,6 тыс. Ozon – 257 действующих арбитражных дел при 860 завершенных. «СберМегаМаркет» выступает ответчиком по 32 искам, отметила Екатерина Авдеева.

На рост споров между предпринимателями и платформами влияет развитие малого и среднего бизнеса, сказали «Известиям» в Wildberries и добавили: с учетом масштаба компании число претензий, доходящих до суда, незначительно. При этом в WB считают полезными инициативы по созданию специального внесудебного механизма урегулирования конфликтов в онлайн-отношениях.

При торговле на маркетплейсах бизнес сталкивается с рядом проблем: например, площадка утилизирует партию товара и выставляет за это счет – хотя продавец хотел забрать его со склада обратно, продолжила Екатерина Авдеева. Или штрафует поставщика за якобы искусственное завышение рейтинга – без доказательств.

Что касается споров с покупателями, то практика показывает: маркетплейсы часто пытаются оградить себя регламентами, размещенными на сайте, несмотря на то, что закон о защите прав потребителей распространяется и на них, отметила Екатерина Авдеева.

Чаще всего споры покупателей с маркетплейсами касаются несоответствия товара описанию, задержки доставки, дефектных товаров, перечислила представитель Красноярского регионального отделения Ассоциации юристов России (АЮР) Екатерина Горшенина.

Вместе с тем, по ее словам, наиболее распространенные типы претензий со стороны контрагентов связаны с нарушением контракта, интеллектуальной собственностью и недобросовестной конкуренцией. В большинстве случаев, присовокупила юрист, ответственность несет маркетплейс.

Внедрение досудебного механизма разрешения споров с маркетплейсами будет полезно по множеству причин, считает Екатерина Горшенина из АЮР: «скорость и эффективность – механизм, как правило, быстрее и действеннее, чем судебные разбирательства, это может привести к снижению затрат для обеих сторон; конфиденциальность – досудебные разрешения споров часто непубличны, что может быть важно для предприятий, которые не хотят негативной огласки; сохранение отношений между сторонами, поскольку они сосредоточены на поиске взаимоприемлемого решения».

Перегруженная судебная система зачастую приводит и к ошибкам, и к увеличению сроков рассмотрения дел, добавил сопредседатель Союза потребителей РФ по цифровой сфере и международным связям Алексей Койтов из Союза потребителей РФ. Досудебные механизмы могли бы положительно повлиять на ситуацию.

Сейчас крупнейшие маркетплейсы могут самостоятельно разрешать споры, уверен гендиректор «Корпорации МСП» Александр Исаевич, однако часто ответ на претензию не устраивает партнера и тогда последний обращается в суд. Досудебный механизм повысит качество ответов на поступающие претензии.

Регулирование деятельности маркетплейсов также должно выражаться в дополнительных гарантиях предпринимателям как более экономически слабой стороне правоотношений, заверяет Олег Павлов из «Общественной потребительской инициативы». По его мнению, следует запретить частое и безосновательное изменение тарифов и комиссий, а также безусловное взыскание штрафов без возможности обжалования и сроки ответа на претензии продавцов и ПВЗ плюс сделать обязательным развернутое правовое обоснование принятых маркетплейсами решений.

Напомним, ФАС постоянно получает «достаточно много жалоб» на работу маркетплейсов от потребителей, а также от малого и среднего бизнеса. LR

Тэги: маркетплейсы, судебные споры







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх