СДЭК впервые попал в десятку фишинговых ресурсов

23 июля 2024

Общее же количество фишинговых сайтов у трех крупнейших площадок электронной торговли составило 4 892

СДЭК впервые попал в десятку фишинговых ресурсов

В первом полугодии 2024 года мошенники чаще всего подделывали ресурсы «Сбера» и «Юлы», а также Альфа-банка, Telegram, СДЭКа, Booking, ВТБ и трех крупнейших маркетплейсов, сообщает газета «Известия» со ссылкой на Координационный центр доменов.

За шесть месяцев в зонах .RU и .РФ в рамках проекта «Доменный патруль» было заблокировано более 4,2 тыс. фишинговых доменов, имитировавших ресурсы «Сбера», 4 тыс. поддельных сайтов «Юлы», 1,3 тыс. – у Альфа-Банка, 792 фишинговых домена Telegram, 455 подделок СДЭК, 271 – Booking и 130 – ВТБ.

«Сбер», по сравнению с 2023 годом, переместился со второго на первое место. В этом году впервые в топ-10 фишинговых ресурсов попали СДЭК и ВТБ.

– В целом стоит отметить, что темпы роста фишинга в Рунете снижаются, – отметили в Координационном центре доменов. – За шесть месяцев число обращений компетентных организаций к российским регистраторам по фишингу выросло на 16%. В то время как годом ранее за аналогичный период число обращений увеличилось в четыре раза.

Старший контент-аналитик «Лаборатории Касперского» Ольга Свистунова добавила, что, по их данным, в первом полугодии 2024 года количество попыток перехода российских пользователей на различные фишинговые ресурсы, мимикрирующие под Telegram, увеличилось почти на 22% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

По данным BI.ZONE Brand Protection, в 2023 году двойники были обнаружены у 90% банков ­– лидеров клиентского рейтинга, который рассчитывается на основании отзывов пользователей. К примеру, «Сбер» в этом году выявил более 11,5 тыс. мошеннических ресурсов, маскирующихся под бренд банка.

– Количество фишинговых сайтов зависит от популярности каждого банка, а также ряда других факторов, – отметил руководитель BI.ZONE Brand Protection Дмитрий Кирюшкин. – Мошенники за месяц могут создать до нескольких сотен поддельных ресурсов одной компании.

– Мониторинг выполняется круглосуточно. При обнаружении таких ресурсов специалисты взаимодействуют с хостингами, на которых размещены эти сайты, и предоставляют доказательства фишинговой активности для их блокировки, – проинформировал ведущий инженер по информационной безопасности СДЭК Денис Бакшун.

Топ имитируемых мошенниками брендов показывает, что они выбирают наиболее популярные у россиян компании, банки и интернет-сервисы, ориентируясь как на размер их аудитории, так и на высокий уровень доверия этим брендам, подчеркнул руководитель проектов Координационного центра доменов .RU/.РФ Евгений Панков.

– Участники проекта «Доменный патруль» делают все возможное, чтобы пресечь действия мошенников и оперативно заблокировать вредоносные домены и здесь мы достигли значительных результатов: благодаря улучшениям автоматизированной системы прекращения делегирования вредоносных доменов в Рунете в первом полугодии 2024 года среднее время блокировки снизилось с 21,5 до 16 часов, при этом в первые 12 часов блокируется свыше 61% противоправных доменов, – подсчитал эксперт.

– В начале лета мы зафиксировали рост мошеннических схем, связанных с продажей ответов на ЕГЭ/ОГЭ. Помимо этого, злоумышленники используют схемы с обещанием быстрых гарантированных выплат. Среди них – инвестиционные опросы, лотереи, «возврат НДС», – отмечает руководитель BI.ZONE Brand Protection Дмитрий Кирюшкин.

Резкий рост фишинговых страниц с обещаниями «выплат НДС» BI.ZONE Brand Protection обнаружил в апреле 2024 года. В I квартале этого года было зафиксировано в семь раз больше таких ресурсов, чем за аналогичный период 2023 года. При реализации этой схемы мошенники получали персональные данные и денежные средства пострадавших.

– Еще одна популярная схема – кража аккаунтов, добавил Дмитрий Кирюшкин. – Это обусловлено растущей популярностью мессенджера Telegram. Взломанные аккаунты становятся источником ценной информации. В папке «Избранное» мошенники могут найти пароли, данные банковских карт и фото документов, которые после используют для дальнейших мошеннических действий. За первое полугодие 2024 года специалисты BI.ZONE Brand Protection зафиксировали более 16 тыс. таких случаев.

Злоумышленники стали часто использовать тему криптовалют для прикрытия фишинга – это подтверждает недавний рост мошеннических ресурсов перед листингом Notcoin. Среди причин: постоянное увеличение аудитории Telegram и рост интереса пользователей к криптовалюте.

По данным центра мониторинга внешних цифровых угроз Solar AURA ГК «Солар», схемы злоумышленников чаще связаны со взломом соцсетей и мессенджеров, фейковыми акциями и опросами от различных брендов.

Большая часть фишинговых сайтов приходится на сферу электронной коммерции. Также стали чаще встречаться фейковые сайты, которые используются для распространения вредоносного ПО – например, программы удаленного администрирования компьютера, «закамуфлированные» под приложения техподдержки российских банков. В большинстве случаев фишинг проявляется в виде почтовых рассылок и фейковых сайтов.

– В России мы уже длительное время наблюдаем, в частности, рост количества фишинговых атак на пользователей Telegram, – отмечает Ольга Свистунова. – В этих случаях злоумышленники чаще всего пытаются украсть учетные данные от личных аккаунтов потенциальных жертв.

Пользователи должны проявлять бдительность и не доверять заманчивым письмам и предложениям, даже если они приходят от известных компаний или сервисов, подчеркнул Евгений Панков.

– Для того чтобы обезопасить себя, свои данные и средства, нужно соблюдать разумную осторожность и проверять письма, приходящие от имени банка или маркетплейса, – сказал он. – Доменное имя отправителя и открываемых из письма ссылок должно точно соответствовать домену сервиса.

Также с помощью бесплатного сервиса Координационного центра WHOIS можно проверить легитимность домена: узнать дату его регистрации, поскольку настоящие ресурсы работают много лет, а мошеннические зарегистрированы недавно.

– При получении писем/сообщений от маркетплейсов и онлайн-сервисов важно не переходить для обсуждения заказов во внешние мессенджеры или чат-боты, – добавил эксперт.

– Выглядеть поддельные страницы могут очень правдоподобно, однако название фишингового сайта в адресной строке обязательно будет отличаться от оригинального, – указывает Ольга Свистунова.

Эксперты Solar AURA рекомендуют: пользоваться исключительно официальными ресурсами, не предоставлять личные данные на подозрительных и неофициальных веб-сайтах, использовать антивирусное программное обеспечение для дополнительной защиты от вредоносных программ и фишинговых атак.

Напомним, на электронных торговых площадках участились случаи мошенничества с ложной платной аккредитацией. Обычно жертвами становятся средние компании-поставщики, у которых нет своей службы кибербезопасности. Мошенники рассылают участникам торгов поддельные письма с предложением поучаствовать в рамочных торговых закупках. LR

Тэги: кибербезопасность, мошенничество, маркетплейсы







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх