Селлеры сбавляют «обороты»

11 июля 2024

Росту темпов регистрации мешают повышение порога входа на онлайн-площадки и невозможность на них закрепиться

Селлеры сбавляют «обороты»

За январь-май 2024 года медианный оборот продавцов на маркетплейсах увеличился на 43,4% год к году, до 282,6 тыс., подсчитали аналитики сервиса «Точка Маркетплейсы». Годом ранее, по данным аналитиков, динамика была существенно выше, 72,3% год к году. Похожий тренд зафиксировали в проекте T-Data: в I квартале этого года медианный оборот селлеров вырос на 39% год к году, в аналогичном периоде 2023-го – на 79%. Обороты клиентов-селлеров сервиса «МойСклад» за I полугодие увеличились на 23% год к году, в аналогичном периоде 2023-го – на 31%, пишет «Коммерсантъ».

Аналитики «Точка Маркетплейсы» указывают, что выручка селлеров «Мегамаркета» в январе-мае выросла на 136% год к году, до 235 тыс. руб., Ozon – на 53,8%, до 108,4 тыс. руб., Wildberries – на 27,6%, до 364 тыс. руб. Сами маркетплейсы декларируют более выраженный рост. В Ozon «Ъ» пояснили, что в первом квартале этого года средняя выручка селлеров увеличилась на 91%, прошлого – 87%. В Wildberries отмечают динамику в 67% и 79% соответственно. В «Мегамаркете» и «Яндекс.Маркете» на запрос «Ъ» не ответили.

Темпы увеличения оборотов селлеров сокращаются несмотря на рост цен.

«МойСклад» отмечает, что в январе-июне средний чек пользователей на российских маркетплейсах вырос на 10% год к году, до ₽3,3 тыс. На Wildberries – ₽1,2 тыс., Ozon – ₽6,2 тыс.

Старший директор CORE.XP Марина Малахатько обращает внимание на то, что в 2023 году обороты селлеров росли на фоне отложенного спроса, а сейчас ситуация стабилизируется. Еще одним фактором эксперт называет высокую ключевую ставку: банки практически перестали кредитовать продавцов маркетплейсов. Селлеры, по ее словам, также реже выходят на площадку из-за повышения комиссии.

Порог выхода на этот рынок растет как в денежном, так и в профессиональном смысле, замечает сооснователь сервиса «МойСклад» Аскар Рахимбердиев.

Директор T-Bank eCommerce Илья Кретов отмечает, что сейчас ежемесячно на маркетплейсах регистрируется 20 тыс. новых продавцов, но 90% продаж на площадках сконцентрированы у 10% крупных игроков. На этом фоне сохраняется высокая ротация. Многие новые продавцы прекращают свою деятельность в первые полгода, не выдерживая конкуренции, поясняет господин Кретов. Аскар Рахимбердиев говорит, что среди продавцов, вышедших в 2022 году, на маркетплейсах продолжают работать 60%, в 2019 году – 89%.

Гендиректор АНО «Цифровизации и новых технологий» ФАС Алексей Кожевников ожидает оттока продавцов с маркетплейсов в 2024-2025 годах. Многие из них не справляются с условиями работы на площадках, в том числе частыми штрафами и меняющимися тарифами за хранение товара. В выигрыше остаются игроки, самостоятельно производящие товары и способные лучше контролировать его себестоимость.

Замедление роста оборотов селлеров прослеживается на фоне сокращения темпов для всего рынка e-commerce.

Согласно оценкам Data Insight, в 2024 году в России интернет-продажи вырастут на 36% год к году, до ₽10,7 трлн, тогда как в 2023 году оборот рынка увеличился на 48%, до ₽7,9 трлн. Аналитики надеются, что в 2025 году интернет-продажи вырастут на 26%, в 2026 году – на 18%. В Infoline ожидают в 2024 году роста рынка e-commerce на 35,7%, а в 2025 году – сокращения темпов до 29,5%.

По данным Ассоциации компаний интернет-торговли в первом квартале 2024 года интернет-продажи выросли на 39% год к году, до ₽1,9 трлн.

Аскар Рахимбердиев не исключает, что замедление выхода новых продавцов в перспективе станет одним из факторов, дополнительно сдерживающих развитие бизнеса площадок. Константин Канивец полагает, что рынок все еще не достиг своего пика и для тех, кто готов адаптироваться к новым условиям и трендам, заработок на интернет-площадках может оставаться весьма значительным.

Напомним, количество продавцов на маркетплейсах, работающих как самозанятые, по итогам первого квартала 2024 года сократилось на 10% год к году. Это связано с активной перерегистрацией селлеров в индивидуальные предприниматели, число которых на маркетплейсах за год выросло на 27%. LR

Тэги: маркетплейсы, статистика, аналитика







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх