Статус монополистов не сулит Wildberries и Ozon ничего хорошего
25 января 2024ФАС получила возможность применять к маркетплейсам более строгие меры антимонопольного регулирования
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России признала Wildberries и Ozon компаниями, занимающими доминирующее положение на рынке онлайн-ритейла. Это позволит применять к маркетплейсам более строгие меры антимонопольного регулирования, заявил глава ФАС Максим Шаскольский. Однако из-за моратория на проверки IT-компаний служба рассчитывает на добровольное устранение ими нарушений.
– Мы в декабре завершили проведение анализа состояния конкуренции на этом рынке и, естественно, установили коллективное доминирующее положение Wildberries и Ozon. Вместе они занимают около 80% рынка. Да, сейчас действует 448 постановление (LR. вводит мораторий на проведение проверок IT–компаний), и мы для исключения в дальнейшем негативных последствий проводим с компаниями работу по добровольному устранению нарушений: изучаем практики, направляем письма, проводим совещания. Результатом совместной работы должно стать добровольное устранение нарушений, – считает Максим Шаскольский.
– Чаще всего жалуются на завышение логистических затрат, навязывание невыгодных условий, начисление штрафов, – перечислил глава регулятора.
ФАС неоднократно выступала за выведение маркетплейсов из–под действия постановления правительства №448, принятого в 2022 году и вводящего до конца 2024 года мораторий на плановые проверки российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий.
Продавцы маркетплейсов еще в июне 2022 года просили ФАС проверить разработанный интернет-площадками механизм проведения распродаж. Торговцы жаловались, что в таких акциях участвуют вынужденно, что приводит к сокращению их маржинальности. За отказ продавцов онлайн–ритейлеры имеют право увеличивать комиссию за работу на площадке.
В прошлом году в РФ был принят так называемый «пятый антимонопольный пакет», который в числе прочего наделяет ФАС полномочиями по определению доминирующего положения среди агрегаторов онлайн-торговли и вводит понятие «сетевой эффект».
Законом установлены следующие критерии доминирующего положения для агрегаторов онлайн-торговли: размер выручки за последний календарный год превышает ₽2 млрд, доля сделок у конкретного онлайн-агрегатора от совокупной стоимости сделок на определенном товарном рынке составляет более 35%, агрегатор имеет возможность устранять с товарного рынка других хозяйствующих субъектов или затруднять их доступ на этот товарный рынок.
Напомним, по оценкам экспертов «СберАналитики», за январь-июль 2023 года онлайн-продажи в России достигли 12% от общего товарооборота. LR
– Мы в декабре завершили проведение анализа состояния конкуренции на этом рынке и, естественно, установили коллективное доминирующее положение Wildberries и Ozon. Вместе они занимают около 80% рынка. Да, сейчас действует 448 постановление (LR. вводит мораторий на проведение проверок IT–компаний), и мы для исключения в дальнейшем негативных последствий проводим с компаниями работу по добровольному устранению нарушений: изучаем практики, направляем письма, проводим совещания. Результатом совместной работы должно стать добровольное устранение нарушений, – считает Максим Шаскольский.
История вопроса
Маркетплейсы объединили совместные «грандиозные, серьезные» планы
Из огня да в полымя: Wildberries затопило, а Ozon «подпалило»
По словам эксперта, ФАС постоянно получает «достаточно много жалоб» на работу маркетплейсов от потребителей, а также от малого и среднего бизнеса.Маркетплейсы объединили совместные «грандиозные, серьезные» планы
Из огня да в полымя: Wildberries затопило, а Ozon «подпалило»
– Чаще всего жалуются на завышение логистических затрат, навязывание невыгодных условий, начисление штрафов, – перечислил глава регулятора.
ФАС неоднократно выступала за выведение маркетплейсов из–под действия постановления правительства №448, принятого в 2022 году и вводящего до конца 2024 года мораторий на плановые проверки российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий.
Продавцы маркетплейсов еще в июне 2022 года просили ФАС проверить разработанный интернет-площадками механизм проведения распродаж. Торговцы жаловались, что в таких акциях участвуют вынужденно, что приводит к сокращению их маржинальности. За отказ продавцов онлайн–ритейлеры имеют право увеличивать комиссию за работу на площадке.
В прошлом году в РФ был принят так называемый «пятый антимонопольный пакет», который в числе прочего наделяет ФАС полномочиями по определению доминирующего положения среди агрегаторов онлайн-торговли и вводит понятие «сетевой эффект».
Законом установлены следующие критерии доминирующего положения для агрегаторов онлайн-торговли: размер выручки за последний календарный год превышает ₽2 млрд, доля сделок у конкретного онлайн-агрегатора от совокупной стоимости сделок на определенном товарном рынке составляет более 35%, агрегатор имеет возможность устранять с товарного рынка других хозяйствующих субъектов или затруднять их доступ на этот товарный рынок.
Напомним, по оценкам экспертов «СберАналитики», за январь-июль 2023 года онлайн-продажи в России достигли 12% от общего товарооборота. LR
Тэги: Wildberries, Ozon, ФАС
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости