Эксперименту по продаже алкоголя в интернете нужно сменить цели

30 июня 2023

Участники рынка считают, что в пилоте должна участвовать не только «Почта России»

Эксперименту по продаже алкоголя в интернете нужно сменить цели

Эксперимент по дистанционной продаже российского вина не решал задачи по вытеснению нелегального рынка алкогольной продукции, считает президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов. Он был разработан для поддержки отечественного виноделия.

Напомним, эксперимент по дистанционной продаже вина должен был стартовать с 1 ноября 2023 года в Москве и Подмосковье. Завершить его планировалось 31 июля 2026 года. Законодательные акты, утверждающие в России начало и правила эксперимента по дистанционной продаже российского вина, были внесены на рассмотрение Госдумы в апреле 2023 года. Однако в июне рассмотрение документа перенесли на неопределенный срок.

– В Совете федерации мнения по законопроекту разделились: два комитета поддержали его без замечаний, в двух других посчитали, что он нуждается в доработке и обратили внимание на отсутствие конкуренции, которое может повлечь повышение цен и понижение качества предоставляемых услуг. Успех эксперимента также вызвал большие сомнения у экспертов рынка. В том виде, в котором его предлагали провести, он не отражал ни интересы государства, ни потребителя, ни магазинов, ни даже виноделов, в поддержку которых он был разработан, – сообщил «Логирусу» Артем Соколов.

По словам заместителя министра финансов РФ Алексея Сазанова, «пока окончательное решение, в какой форме будет проводиться эксперимент и в какие сроки, не принято, а сама концепция эксперимента и законопроект по онлайн-продажам вина сейчас обсуждается на площадке Госдумы».

По мнению АКИТ, перезапуск эксперимента имеет смысл, если изменить саму его цель. Например, ассоциация поддерживает законопроект, предложенный сенатором Андреем Клишасом. Он предполагает введение в РФ контролируемой онлайн-торговли алкоголем для вытеснения разросшегося теневого сектора.

– Законопроект предполагает включение в процесс широкого круга участников, имеющих необходимые лицензии и достаточный опыт. А исключение искусственных ограничений по видам продукции и срокам доставки создает условия для конкуренции внутри рынка, и что самое главное – конкурентное преимущество перед теневым бизнесом, – уверен Артем Соколов. – Двухмерная идентификация личности и возраста покупателя (через ЕСИА, при непосредственной передачи подтверждение динамическим числовым или QR-кодом) полностью исключает продажу алкоголя несовершеннолетним, а у регионов появляется право устанавливать дополнительные ограничения времени и мест передачи потребителю алкогольной продукции. Технологические возможности онлайн-ритейлеров позволяют реализовать это в полной мере.

При этом законопроект предусматривает даже ответственность за нарушения, абсолютно не учтенные в первой концепции, добавил собеседник «Логируса». Для этого предлагается включение в Уголовный кодекс и КоАП отдельных составов за нарушение правил розничной продажи алкоголя дистанционным способом и ужесточение ответственности за продажу несовершеннолетним.

– Единственное, что на наш взгляд, нуждается в корректировке – это допуск участников на первоначальном этапе, по аналогии с запуском продаж в интернете лекарственных препаратов, которые также являются особо контролируемой категорией. Самым логичным здесь было бы введение ограничений по обороту: для предприятий розничной торговли – 1 млрд рублей, для общепита – 50 млн рублей. Производители должны получить возможность реализовывать свою продукцию в интернете без каких-либо ограничений, – подытожил Артем Соколов.

Нелегальный онлайн-рынок алкоголя в РФ, по оценкам Минфина, составляет 30 млрд рублей в год, а 53% продукции на нем – фальсификат. С 2028 по 2022 год из-за нелегальной продажи алкоголя в Сети бюджет РФ недополучил 50 млрд рублей. По оценкам экспертов, при негативном сценарии, еще через пять лет сумма вырастет до 253,7 млрд рублей.

Напомним, в 2022 году было заблокировано 6 836 ресурсов, которые содержали предложения о продаже алкоголя. Несмотря на это, число «зеркал» ежегодно растет на 70%. LR

Тэги: алкогольная продукция, интернет-торговля, АКИТ







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх