К эксперименту по онлайн продаже вина возникли претензии «союзного масштаба»

20 февраля 2023

Бенефициаром расширения географии пилота могла бы стать Армения, полагают эксперты

К эксперименту по онлайн продаже вина возникли претензии «союзного масштаба»

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) полагает, что эксперимент по онлайн-продаже только российских вин может противоречить договору Союза и дискриминировать интересы входящих в ЕАЭС стран, сообщает «РБК».

– Введение на постоянной основе регулирования в отношении розничной продажи дистанционным способом исключительно российских вин, крепленых вин, игристого вина будет иметь признаки несоответствия положениям договора, – считают в ЕЭК.

Продажа алкогольной продукции дистанционным способом в России запрещена с 2007 года. Спустя 10 лет Минфин подготовил законопроект по онлайн-продаже алкоголя, но в 2020 году из-за позиции Минздрава и МВД идея не была реализована.

В апреле 2021 года Президент России Владимир Путин поручил опробовать продажу алкоголя через инфраструктуры «Почты России».

С 1 ноября 2023 года в Москве и области стартует эксперимент по онлайн-продаже отечественных тихих, игристых и крепленых напитков, который продлится до 31 июля 2026 года. Согласно законопроекту Правительства, спиртное можно будет купить на сайте «Почты России», но доставка будет осуществлена спустя 24 часа после подтверждения заказа. Доставка продукции будет происходить после подтверждения совершеннолетия покупателя по паспорту или через Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА, сейчас применяется на «Госуслугах»).

Законопроект вводит лишь временное регулирование розничной продажи, которое позволит оценить «как эффективность госконтроля за розничной продажей алкогольной продукции дистанционным способом, так и возможность обеспечить соблюдение запретов и ограничений, установленных для розничной продажи алкогольной продукции, пишет «РБК» со ссылкой на пресс-службу Минфина.

Ведомство, по результатам тестирования, рассмотрит вопрос о разрешении дистанционной торговли с учетом позиции ЕЭК.

Руководитель информационного центра Wine Retail Александр Ставцев считает, что бенефициаром расширения списка участников эксперимента по онлайн-продажам алкоголя на страны ЕАЭС могла бы стать только Армения.

– Несмотря на значительное производство вина, у страны есть сложности с продвижением продукции на российском рынке. У него достаточно высокая стоимость из-за специфики высокогорного виноградарства и привлечения значительного объема контрактного производства, а значит, этой продукции нужен специфический канал продаж, – поясняет эксперт.

Крупнейшие предприятия Казахстана совокупно возделывают всего около 3 тысяч га виноградников и даже при вероятной заинтересованности в экспорте объем продукции будет ограничен.

– Белоруссия в основном могла бы быть заинтересована в поставках водки и других крепких алкогольных напитков, таких как текила и виски, которые производят ее госпредприятия, а киргизский алкоголь в целом присутствует на российском ранке в очень ограниченном количестве, – подытожил Ставцев.

Препятствием для расширения эксперимента на другие страны ЕАЭС может стать отсутствие у них сопоставимых с российской систем подтверждения происхождения вина.

В 2021 году Россия импортировала вина только из двух стран ЕАЭС – Армении и Казахстана (2,8 тысяч тонн стоимостью $4,9 млн и 1,3 тонн – $10,7 тысяч соответственно). В целом за тот же год Россия завезла из других стран 616,2 тысяч тонн вин на сумму $1,3 млрд.

– На российском рынке продажи алкоголя в достаточной степени прослеживаются и лицензируются, а значит, эксперимент не должен строиться по принципу «один логист и только отечественные вина», тогда он ничего не покажет, – уточняет президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов.

В АКИТ считают, что в эксперименте могут участвовать как производители широкого круга продукции, так и продавцы, в том числе маркетплейсы, лицензированная розница и участники ресторанного рынка.

Ассоциация предлагает установить в качестве порога вхождения 1 млрд рублей оборота для розницы и маркетплейсов и 50 млн рублей – для ресторанов.

Напомним, за расширение эксперимента по продаже российского вина через Интернет выступили крупнейшие игроки рынка: Ozon, «Яндекс.Маркет» и «СберМаркет». Они готовы предложить свои компетенции в сфере логистики и IT-решений. LR

Тэги: эксперимент, e-commerce, алкогольная продукция, интернет-торговля, доставка заказов







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх