Законопроект о «мокром лизинге» довели до полуготовности

31 июля 2024

Предполагается, что документ вступит в силу 5 марта 2025 года

Законопроект о «мокром лизинге» довели до полуготовности

Совет Госдумы рекомендовал рассмотреть в третьем чтении законопроект «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации», которым «мокрый» лизинг гражданских самолетов (передача воздушных судов вместе с экипажем от одной авиакомпании к другой) будет узаконен. Об этом сообщает «Forbes».

Предлагаемые поправки вносят в кодекс новую статью 104.1, в которой будет прописана возможность аренды воздушного судна вместе с экипажем.

В пресс-службе Министерства транспорта сообщили Forbes, что поправки разрешают «мокрую» аренду «для осуществления внутренних воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты».

Обозначение «мокрый» лизинг пришло из английской практики: изначально при аренде самолета топливо должен был обеспечить владелец, а распространение практики, когда эта обязанность перешла к арендатору, и привело к появлению такого необычного термина.

По определению британского транспортного словаря, wet leasing, или аренда с обслуживанием, – это авиационный термин, обозначающий лизинговое соглашение между компанией-арендодателем, которая предоставляет самолеты, полный экипаж (даже несколько экипажей, а также инженеров с их зарплатами и надбавками), техническое обслуживание и страхование, и компанией-арендатором, которая платит арендодателю в зависимости от количества часов, наработанных самолетом. Аренда с обслуживанием, но без экипажа известна как «влажный лизинг».

Перевозчики используют такие схемы, когда у них возникает нехватка воздушных судов во время сезонного пика и много самолетов находится на ремонте, или когда компания подряжается летать в страны, в которых ее деятельность запрещена.

Например, египетская госкомпания EgyptAir, которая из-за напряженных государственных отношений с Израилем не имела права летать в Тель-Авив под своим именем, создала в 1982 году специального перевозчика Air Sinai, арендовавшего для этих полетов у материнской фирмы Boeing 737-200 с экипажем.

Борьба за легализацию «мокрого» лизинга в России началась примерно одновременно с возникновением у нас рынка авиаперевозок, вспоминает руководитель аналитического центра ГосНИИ гражданской авиации Федор Борисов. Во всем мире это абсолютно заурядная бизнес-практика, которую тем не менее у нас упорно запрещали.

– Наши авиакомпании работали, например, в Иране: самолеты прилетали туда с нашими экипажами, но в законе разрешение на это не было прописано, – подчеркивает Борисов.

Официально запрет сформулирован не был, но отсутствие «мокрого» лизинга в законодательных актах мешало эту практику внедрять. В 2016 году тогдашний гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев, нынче вице-премьер российского правительства, комментируя кризис в авиаотрасли, начавшийся после введения западных санкций из-за присоединения Крыма, говорил о том, какие системные меры нужно принимать.

Он напомнил, что после 11 сентября 2001 года спрос на авиаперевозки в Штатах резко упал, и американцы, чтобы спасти отрасль, разрешили «мокрый» лизинг.

– Наши пилоты по закону могут работать за границей, но я не могу передать самолет с экипажем в аренду иностранной компании, – удивлялся Савельев.

Формально, рассказывает Борисов, Минтранс и Росавиация ссылались на давнюю позицию ICAO (International Civil Aviation Organization – Международной организации гражданской авиации), мол, в наставлениях по безопасности значилось, что возникают риски размывания ответственности – непонятно, кто будет нести ответственность, если что-то случится с пассажиром: тот, чей код заявлен в перевозке, или тот, кому на самом деле принадлежит сданный в аренду самолет?

– На самом деле ICAO писало не о запрете, а ровно об обратном, – объясняет эксперт. – Они писали, что, поскольку эта практика развивается, то странам нужно в своем авиационном законодательстве исключить разночтения и размывание ответственности, у нас же подошли иначе и долгое время просто не допускали такую практику. Даже внутри одной группы вроде «Аэрофлота» невозможно перераспределить борт, – объясняет эксперт. – Даже если у твоей дочерней авиакомпании – «России» или «Победы» – сломался самолет, а у тебя точно такой же исправный стоит в аэропорту.

В мае 2023 года на Петербургском международном юридическом форуме две крупнейшие авиакомпании – «Аэрофлот» и S7 – солидарно выступили в защиту «мокрого» лизинга. Директор юридического департамента «Аэрофлота» Анна Хомякова заявила, что рынок авиаперевозок подвергается влиянию разных внешних факторов, включая пандемию COVID-19 и санкции.

– Какие-то авиационные компании могут стать финансово нестабильными, – предупреждала она. – В этой ситуации использование «мокрого» лизинга позволит таким авиакомпаниям сохранить парк воздушных судов, рабочие места, репутацию и обеспечить поддержание стабильности на определенный период за счет гарантированного потока арендных платежей. Этот период дает авиакомпаниям время на восстановление, выбор новой бизнес-модели. «Мокрый» лизинг позволит передающей стороне снизить расходы на коммерческое управление и фонд оплаты труда без сокращения экипажей, а также даст шанс избежать утраты права собственности на воздушное судно и сохранить лизинговые договоры. А для лизингополучателя это возможность восполнить дефицит парка воздушных судов при появлении новых направлений и при росте пассажиропотока, ­ – поясняла она.

Заместитель гендиректора по правовому обеспечению группы S7 Максим Астафьев поддержал коллегу из «Аэрофлота». «Мокрый» лизинг позволяет перенести на арендатора основное бремя текущих расходов, – объяснил эксперт. – Речь идет об оплате топлива, аэропортовых, навигационных сборах. Нагрузка на временно более слабую авиакомпанию снижается, но и у пассажира, и у авиакомпании есть гарантия, что обслуживание судна и подготовка экипажей в краткосрочном периоде будет происходить по нужным стандартам».

В сентябре 2023 года на Восточном экономическом форуме гендиректор «Аэрофлота» Сергей Александровский заявил, что для того, чтобы «мокрый» лизинг появился в России и был законным, «Аэрофлот» совместно с Минтрансом работает над проектами необходимых нормативных актов.

На Петербургском международном юридическом форуме в июне 2024 года статс-секретарь-замглавы Минтранса Дмитрий Зверев отчитался: «Сейчас мы вносим изменения в Воздушный кодекс по новому инструментарию, который необходим для стабильной работы авиакомпаний… речь идет о «мокром» лизинге. Мы уже в весеннюю сессию его примем, и он начнет с 2025 года действовать».

Российские самолеты уже участвовали в программе «мокрого» лизинга, правда, в Ирландии. До 2019 года ирландская авиакомпания CityJet владела семью самолетами Sukhoi Superjet 100, которые были сданы в аренду вместе с экипажами бельгийской Brussels Airlines и другим авиакомпаниям. С января 2019 года CityJet отказалась от этих воздушных судов: Brussels Airlines постоянно жаловалась на простои из-за отсутствия запасных частей.

– «Мокрый» лизинг – это не волшебная палочка, он не может преобразить отрасль, но он является отличным инструментом для повышения операционной гибкости, – подчеркивает исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. – В каком-то смысле это и резерв для роста сильных игроков, и подстраховка для слабых. Если у перевозчика есть дефицит провозных емкостей, например, он открыл успешную полетную программу по какому-то направлению и видит потребность в росте частоты полетов, но не располагает флотом, к примеру, из-за сезонного вывода самолетов на ремонт, он может добрать воздушные суда с рынка. Для игроков, которые не могут эффективно загружать свой флот, это возможность получать стабильную плату за лизинг воздушных судов и пережить сложный для себя период.

Он считает, что, возможно, когда-нибудь появятся компании, которые будут специализироваться на передаче своего флота в «мокрый» лизинг».

– Это существующий в мире бизнес. Не очень большой, так как компании предпочитают сами формировать свой продукт, но для туристического рынка, для чартерных перевозок это может быть очень интересно, – резюмирует Пантелеев.

– В конечном счете это скажется на трансакционных издержках авиакомпаний с точки зрения денег и времени и упростит жизнь, – резюмирует Борисов из ГосНИИ ГА. – В перспективе это может позволить авиакомпаниям снижать стоимость билетов в рамках конкуренции друг с другом на радость потребителям.

Напомним, «мокрый» лизинг – особый тип операционного лизинга, когда воздушное судно, его команду, страхование и техническое обслуживание одно авиапредприятие (лизингодатель) вверяет другому или иному типу бизнеса, действующему как посредник авиаперелетов (лизингополучатель), оплачивающему администрирование по часам. Как правило, он длится от 1 до 24 месяцев. Авиалайнерам, полученным с помощью этого типа аренды, можно совершать авиаперевозки в тех странах, где лизингополучателям запрещается работать. LR

Тэги: лизинг, авиаперевозки, законодательство







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх