Непосильное долговое бремя: со взятой в лизинг техникой стали расставаться чаще

29 октября 2024

В основном это связано с высокой ставкой Центробанка, но и с последствиями передачи техники без аванса

Непосильное долговое бремя: со взятой в лизинг техникой стали расставаться чаще

Крупнейшие лизинговые компании России зафиксировали рост объемов изъятия спецтехники из лизинга на фоне сложностей с обслуживанием лизинговых договоров. В основном это связано с высокой ставкой Центробанка, но и с последствиями передачи техники без аванса, сообщает «РБК».

Руководитель управления анализа данных и принятия решений «Альфа-Лизинга» Вадим Данилов сообщает, что причиной изъятий стало снижение платежеспособности клиентов из-за экономической ситуации в стране и внешних санкций. Также сказался риск, который рынок лизинга взял на себя в 2022-2023 годах, связанный с ростом доли сделок с нулевым авансом и снижением авансового платежа по лизингу, уточняет Данилов.

Как отмечает замгендиректора «Сбербанк Лизинга» Андрей Максимов, увеличение случаев изъятий началось в конце 2023 года из-за роста рынка. Это повлияло на тенденцию в сфере в начале 2024 года. Максимов не считает, что рост ключевой ставки напрямую влияет на эту ситуацию.

Первый замдиректора лизинговой компании «Европлан» Илья Ноготков сообщил, что сток изъятой техники сейчас порядка 2-3% от всего лизингового портфеля. Так, с января по сентябрь 2024 года представители компании «Европлан» изъяли 2374 машины, 284 из которых вернули клиентам после погашения долга, отмечает Ноготков. Эксперт также уточнил, что 70% изъятой техники передают на повторных лизинг, остальное реализуется на рынке.

Александр Липский, гендиректор компании «Стройтех» (импортер грузовой и спецтехники из Китая), прогнозирует, что рынок ждет перегрев и стагнация продаж. Причина – ситуация в августе-сентябре 2024 года перед повышением утильсбора, когда в Россию завезли больше колесной техники, чем за полгода до указанного периода. Из-за этого бюджет будут пополнять меньше за счет пошлин и утильсбора на новые машины, которых в ближайшие несколько месяцев завезут меньше. Также Липский отмечает очередное повышение утильсбора с 1 января 2025 года.

Спрос на технику в 2025 году снизится из-за дорожных работ, которых стало меньше после окончания строительства на участках трасс М-4 («Дон») и М-12 («Восток»). Об этом сообщают представители Национальной ассоциации инфраструктурных компаний (НАИК).

Гендиректор Корпорации МСП Александр Исаевич фиксирует спрос на собственный льготный продукт по лизингу оборудования по ставкам 6-8% для малого бизнеса из-за роста ставки Центробанк. Эксперт добавил, что в 2024 году МСП получил оборудование на сумму свыше 3 млрд рублей (это в 2,5 раза больше, чем в 2023 году). Представители крупных регионов (Московской области и Санкт-Петербурга) получили наибольшую материальную поддержку – 423 млн рублей и 238 млн рублей соответственно.

Исаевич выделил компании, которые оказались в наиболее сложной ситуации – это предприятия, где лизинговая техника является основным средством производства.

Гендиректор Корпорации МСП считает, что выход из ситуации – изменение условий договоров и поиск компромиссов. Например, продолжительный срок лизинга.

Напомним, что в октябре 2024 года лизинговые платежи планировали повысить на 4-5% из-за повышения ставки утильсбора. LR

Тэги: лизинг, утильсбор, грузовики







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх