Высокая база перевозкам зерна не помеха

4 апреля 2024

Динамика могла бы быть еще выше, если бы не рост оборота вагона и дефицит парка

Высокая база перевозкам зерна не помеха

Погрузка зерна по итогам 2024 года может вырасти на 3-5% даже относительно рекордных показателей 2023 года, пишет сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на прогнозы Информационного центра операторов (ИЦО).

В 2023 году погрузка зерна на сети железных дорог выросла на 8,9 млн тонн, или на 32,8%, сообщало ОАО «РЖД». Основной вклад в увеличение перевозок зерна внесли экспортные направления – рост составил 79%, до 23,6 млн тонн, отмечают в ИЦО. Основная доля экспортных перевозок – 65% – традиционно осталась за портами Азово-Черноморского бассейна (АЧБ), которые показали наибольший абсолютный прирост – 6,5 млн тонн к 2023 году (плюс 75%, рост до 15,2 млн тонн). Внутренние перевозки зерна снизились на 10%, или на 0,9 млн тонн. По итогам трех месяцев текущего года перевозки зерна также показывают рост на 8,3% с опережающим ростом экспорта (на 10,9%) и стабильно высокой долей АЧБ в погрузке (70,7%).

– В прошедшем году на сегмент зерновозов оказали значительное влияние рост оборота вагонов на сети и дефицит производственных мощностей вагоностроения. Так, оборот зерновозов в 2023 году показал рекордные за пять лет значения, превысив уровень 27 суток. Рост к 2022 году составил двое суток, или 7%. Отметим, что каждые дополнительные сутки оборота зерновозов эквивалентны 2 тыс. вагонов, которые потребуются для вывоза того же объема грузов, – констатируют в ИЦО.

Парк зерновозов в 2023 году увеличился на рекордные 9 тыс. вагонов, или на 16%, несмотря на списание 4,4 тыс. вагонов. К концу 2023 года общая численность зерновозов на сети превысила 65 тыс. единиц. При этом среднегодовой расчетный профицит парка зерновозов в 2023 году снизился на 0,8 тыс. единиц и составил 4,7 тыс., или 8%. А с учетом неравномерности и сезонности перевозок зерна в периоды пикового спроса в течение 2023 года дефицит парка зерновозов оценочно превышал 25% (более 14 тыс. вагонов), отмечают в ИЦО. В этих условиях доля удобрений, перевозимых в зерновозах, сократилась с 25% в 2022 году до 18% в 2023 году. В свою очередь, доля зерна, перевозимого в зерновозах, увеличилась с 46% в 2022 году до 59% в 2023 году.

Зерновозы в 2023 году были наиболее востребованным и популярным типом подвижного состава: заводская цена на них достигала ₽7 млн за штуку. Под влиянием высокого спроса вагоностроители перешли на выпуск зерновозов, перестав выпускать менее рентабельные виды подвижного состава, например платформы. Ставки на зерновозы к концу года вышли за ₽5 тыс. за вагон в сутки, что существенно выше, чем на другие неэкзотические типы вагонов.

Сейчас есть все предпосылки к тому, чтобы погрузка зерна по итогам года была выше показателя 2023 года, полагает глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Этому может способствовать в том числе некоторая разгрузка южного направления, где наблюдается просадка погрузки угля, говорит он, отмечая, впрочем, что отказ от погрузки угля на ОТЭКО не продлится весь год. Также на погрузку зерна позитивно влияют растущий уровень маршрутизации отправок у крупнейшего оператора «Деметра-Холдинг» и развитие агрологистических маршрутов «РЖД Логистики».

Напомним, по оценкам Российского зернового союза, логистические возможности России позволяют экспортировать по 7 млн тонн зерна в месяц. LR

Тэги: зерно, прогнозы







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх