В эпопее с выкупом зарубежных самолетов появился финансовый подвох

25 июля 2023

Частные авиаперевозчики жалуются на то, что критериев выделения средств из Фонда национального благосостояния до сих пор нет

В эпопее с выкупом зарубежных самолетов появился финансовый подвох

Пять российских авиакомпаний, не считая группы «Аэрофлот», согласовали условия страхового урегулирования с западными владельцами самолетов и готовы закрыть лизинговые контракты. Крупные частные авиаперевозчики обеспокоены отсутствием критериев выделения средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) на выкуп самолетов у западных собственников. Критерии, которые определят, какие авиакомпании и в каком размере смогут получить часть из 300 млрд рублей льготного финансирования, должен был подготовить Минтранс, пишет «Коммерсантъ».

Под договоренность подпадают 80-90 самолетов, включая 47 бортов «Аэрофлота», однако на закрытие сделок осталось менее трех месяцев, поскольку у большинства компаний сроки полученных от регуляторов ЕС разрешений истекают до 30 сентября, а продление срока маловероятно.

По словам близкого к Минтрансу источника, условия сделок согласовали «или крайне близки к этому» в «Аэрофлоте», S7, «Уральских авиалиниях», «Руслайне» и чартерной iFly. Последняя, по его данным, планирует провести сделку по трем Airbus A330 лизингодателя Air Lease Corporation (США), и на операцию получена действительная до октября лицензия OFAC. Связаться с iFly «Ъ» не удалось.

«Уральским авиалиниям» удалось получить разрешение США и ЕС на сделку по закрытию контрактов по 19 Airbus (из 52 в текущем парке). «Руслайн» намерен выкупить у близкого к компании иностранного собственника восемь региональных CRJ.

В группе «Аэрофлот» пояснили, что анонсированный процесс страхового урегулирования находится «в высокой степени готовности» и группа по-прежнему «планирует провести страховое урегулирование со всеми иностранными лизингодателями».

На выкуп судов Правительство выделило из ФНБ 300 млрд рублей. На данный момент примерно 90-100 млрд рублей уже потрачены на приобретение «Аэрофлотом» 10 Boeing 777–300ER.

Ранее помощник Президента РФ Игорь Левитин говорил, что средства выделены на отрасль в целом, а «сколько и какая авиакомпания получит, это прерогатива Минтранса».

Однако до сих пор Минтранс не предоставил на обсуждение ни порядок расчетов, ни критерии отбора претендентов на средства ФНБ.

По словам близкого к Минтрансу источника, документ, регламентирующий «условия финансирования для всех авиакомпаний», находится в «процессе финальных согласований».

Будут ли все средства ФНБ израсходованы на «Аэрофлот», зависит от того, какие самолеты компания решит выкупать.

При выкупе 23 широкофюзеляжных и 24 узкофюзеляжных самолетов сумма может составить около 245-250 млрд рублей, полагает аналитик канала «Мои инвестиции» Елена Сахнова. Если речь идет только об узкофюзеляжных лайнерах, то примерно – 117-120 млрд рублей.

Сейчас «Аэрофлот» активно обсуждает возможность выкупа еще минимум 81 самолета. На покупку такого числа узкофюзеляжных воздушных судов потребуется дополнительно около 200 млрд рублей.

Весь парк S7, по оценке эксперта, может стоить порядка 193 млрд рублей, «Уральских авиалиний» – около 77 млрд рублей.

Льготные кредиты из ФНБ предполагались сроком на 15 лет под 1,5% годовых. В случае приобретения за счет ФНБ самолеты будут оформлены в собственность подведомственной Росавиации лизинговой компании «НЛК-Финанс». По словам источника в правительстве, многие авиакомпании, в том числе крупнейшие частные игроки, указывают на риски от передачи всех самолетов в монопольную структуру: их беспокоит потенциальный рост ставок и непродление лизинговых контрактов.

«Уральские авиалинии» подали заявку на приобретение в лизинг 38 российских самолетов МС-21, сообщил гендиректор авиакомпании Сергей Скуратов. Перевозчик получил от США разрешение на выкуп 19 из 52 лайнеров Airbus. Для чего, по его словам, будут предоставлены кредитные ресурсы РФ.

Напомним, стоимость нового российского самолета МС-21 с поставкой в 2028-2030 годах оценивается в 4,3–4,6 млрд рублей. Такое предложение Государственная транспортная лизинговая компания направила авиакомпаниям, не входящим в «Аэрофлот». Это дороже аналогов от Airbus и Boeing, хотя в цене учтены субсидии из ФНБ. LR

Тэги: самолеты, лизинг, Аэрофлот, господдержка







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх