Авиапарки российских компаний «засекретили»
26 июня 2024Часть экспертов опасается, что отсутствие данных может затруднить моделирование перевозок и анализ ценовой политики на рынке
Информация о количестве самолетов в парке каждого коммерческого перевозчика пропала с сайта Росавиации. Изданию «Коммерсантъ» там пояснили, что отсутствие данных «на публичном интернет-сайте агентства связано с необходимостью оптимизации публикуемой информации». Перечень авиакомпаний и эксплуатируемых ими воздушных судов (ВС) доступен и информация регулярно обновляется во ФГИС «Реестр эксплуатантов и воздушных судов». Доступ к ФГИС есть у Росавиации, Ространснадзора, Госкорпорации по ОрВД и Минтранса. Некоторые авиаперевозчики по-прежнему публикует численность авиапарка на своих сайтах.
Глава «Ростеха» Сергей Чемезов в интервью «РБК» в мае говорил, что заметное выбытие начнется с 2030 года, «поскольку возможностей ремонтировать уже особо не будет». Источники «Ъ» полагают, что парк начнет сокращаться к 2026 году или даже раньше. Они называют сокрытие информации «стремлением сократить репутационные издержки. Следующим шагом должно стать сокрытие количества произведенных в РФ самолетов».
Другие источники уточняют, что на сайтах FAA (США) и EASA (Европа) нет информации о парках каждой авиакомпании. Вместе с тем ситуация в РФ отличается от западных авиарынков, и закрытие публичной информации затруднит институциональный анализ и прогнозирование для внешних экспертов, подчеркивает один из экспертов. С 2022 года Росавиация перестала публиковать подробную ежемесячную отчетность по пассажиропотоку перевозчиков.
Полное отсутствие публичной статистики делает невозможной работу аналитиков, полагает собеседник издания, «в том числе рыночный анализ и корректное моделирование спроса и предложения на авиаперевозки». В Минтрансе и Росавиации, по его мнению, нет «своего ресурса для качественного экономического анализа и прогнозирования». В результате кризис перевозок в будущем может обернуться «хаотичными и несистемными решениями, как это уже не раз было в прошлом».
Большинство собеседников в отрасли считают, что отсутствие информации о числе самолетов поможет перевозчикам пополнять парки иностранными ВС со вторичных рынков дружественных стран.
Переговоры о поставках уже ведут несколько авиакомпаний. Цена предложения прямой покупки, по разным данным, превышает рыночную на 10-30%. Некоторые говорят, что перевозчики ожидают решения правительства о софинансировании сделок, но «крупные или нишевые авиакомпании рассматривают покупку за свой счет». Мотив «сокрытия сокращений или каннибализации» парка аналитики считают менее существенным.
Авиаперевозчики нередко занимаются ротацией парка, переставляя дефицитные запчасти с одного самолета на другой, поддерживая так их летную годность и минимизируя простой. В других случаях самолеты оформляются на различные формы длительного ремонта.
Согласно авиационным правилам, в парке перевозчика должно быть минимум три самолета и на каждые десять ВС должен быть зарезервирован один борт. Росавиация продолжит контроль за достаточным объемом резервирования и планированием летной программы, уверяет глава «Авиапорта» Олег Пантелеев. Речь не идет о том, что данные не будут собираться и доводиться до территориальных органов Росавиации и других заинтересованных лиц. Появление новых самолетов «не удастся замаскировать на продолжительном отрезке, но позволит отсрочить наложение новых санкций или блокировку канала поставок».
Закрытие информации о каналах поставок и возможных переговорах в условиях санкционного противостояния действительно имеет смысл, соглашается руководитель аналитического центра подведомственного Росавиации ГосНИИ ГА Федор Борисов. Информация о новых поступлениях в парк перевозчиков все равно рано или поздно будет попадать в публичное поле, «однако скорость раскрытия информации может быть чувствительна для таких сделок».
По его словам, если компании «успеют выкупить все запланированное количество бортов до появления данных у составителей санкций – это поможет эффективнее пополнять парки и минимизировать риски срыва поставок».
Напомним, российские авиакомпании за 2023 год и первые месяцы 2024-го выкупили у иностранных лизингодателей 165 самолетов. Выделенный на эти цели лимит средств Фонда национального благосостояния в размере ₽300 млрд исчерпан. LR
История вопроса
Содержать российские самолеты становится все затратнее
Конкурента Boeing 777 Россия создаст. Но придется набраться терпения
Из первой пятерки перевозчиков, на которых приходится большая часть пассажиропотока, свой парк с сайта скрыла только S7 (104 ВС, по данным Flightradar24, в марте в реестре Росавиации было 100 ВС). Перевозчики группы «Аэрофлот» (349 ВС в парке), «Уральские авиалинии» (52 ВС), а также Utair (шестое место по объему перевозок, 59 ВС) публикуют информацию. Бывший глава Минтранса Виталий Савельев в марте сообщал, что в эксплуатации авиакомпаний находится более 1,1 тыс. ВС.Содержать российские самолеты становится все затратнее
Конкурента Boeing 777 Россия создаст. Но придется набраться терпения
Глава «Ростеха» Сергей Чемезов в интервью «РБК» в мае говорил, что заметное выбытие начнется с 2030 года, «поскольку возможностей ремонтировать уже особо не будет». Источники «Ъ» полагают, что парк начнет сокращаться к 2026 году или даже раньше. Они называют сокрытие информации «стремлением сократить репутационные издержки. Следующим шагом должно стать сокрытие количества произведенных в РФ самолетов».
Другие источники уточняют, что на сайтах FAA (США) и EASA (Европа) нет информации о парках каждой авиакомпании. Вместе с тем ситуация в РФ отличается от западных авиарынков, и закрытие публичной информации затруднит институциональный анализ и прогнозирование для внешних экспертов, подчеркивает один из экспертов. С 2022 года Росавиация перестала публиковать подробную ежемесячную отчетность по пассажиропотоку перевозчиков.
Полное отсутствие публичной статистики делает невозможной работу аналитиков, полагает собеседник издания, «в том числе рыночный анализ и корректное моделирование спроса и предложения на авиаперевозки». В Минтрансе и Росавиации, по его мнению, нет «своего ресурса для качественного экономического анализа и прогнозирования». В результате кризис перевозок в будущем может обернуться «хаотичными и несистемными решениями, как это уже не раз было в прошлом».
Большинство собеседников в отрасли считают, что отсутствие информации о числе самолетов поможет перевозчикам пополнять парки иностранными ВС со вторичных рынков дружественных стран.
Переговоры о поставках уже ведут несколько авиакомпаний. Цена предложения прямой покупки, по разным данным, превышает рыночную на 10-30%. Некоторые говорят, что перевозчики ожидают решения правительства о софинансировании сделок, но «крупные или нишевые авиакомпании рассматривают покупку за свой счет». Мотив «сокрытия сокращений или каннибализации» парка аналитики считают менее существенным.
Авиаперевозчики нередко занимаются ротацией парка, переставляя дефицитные запчасти с одного самолета на другой, поддерживая так их летную годность и минимизируя простой. В других случаях самолеты оформляются на различные формы длительного ремонта.
Согласно авиационным правилам, в парке перевозчика должно быть минимум три самолета и на каждые десять ВС должен быть зарезервирован один борт. Росавиация продолжит контроль за достаточным объемом резервирования и планированием летной программы, уверяет глава «Авиапорта» Олег Пантелеев. Речь не идет о том, что данные не будут собираться и доводиться до территориальных органов Росавиации и других заинтересованных лиц. Появление новых самолетов «не удастся замаскировать на продолжительном отрезке, но позволит отсрочить наложение новых санкций или блокировку канала поставок».
Закрытие информации о каналах поставок и возможных переговорах в условиях санкционного противостояния действительно имеет смысл, соглашается руководитель аналитического центра подведомственного Росавиации ГосНИИ ГА Федор Борисов. Информация о новых поступлениях в парк перевозчиков все равно рано или поздно будет попадать в публичное поле, «однако скорость раскрытия информации может быть чувствительна для таких сделок».
По его словам, если компании «успеют выкупить все запланированное количество бортов до появления данных у составителей санкций – это поможет эффективнее пополнять парки и минимизировать риски срыва поставок».
Напомним, российские авиакомпании за 2023 год и первые месяцы 2024-го выкупили у иностранных лизингодателей 165 самолетов. Выделенный на эти цели лимит средств Фонда национального благосостояния в размере ₽300 млрд исчерпан. LR
Тэги: Росавиация, самолеты, статистика
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости