РЖД готова обменять скидки на «компенсационные тарифные решения»
22 мая 2024В противном случае госмонополия видит риски дестабилизации инвестпрограммы и снижения доходов на ₽295 млрд в год
ОАО «РЖД» не готово давать скидку на перевозки согласованных с регионами объемов экспортного угля на юг для разгрузки Восточного полигона без дополнительных условий, сообщает в письме заместителю министра транспорта Валентину Иванову замглавы ОАО «РЖД» Алексей Шило. Об этом информирует «Коммерсантъ».
Предоставление скидки на перевозки угля на северо-запад и юг в размере 12,8%, следует из письма Алексея Шило, «невозможно без компенсационных тарифных решений в отношении перевозок угля в восточном направлении».
Как уточняется в обращении, скидка, вероятно, потребует увеличения экспортной надбавки с 8% до 20% и корректировки соглашений с регионами, предусматривающей увеличение отгрузки на юг при снижении на восток.
Финплан и инвестпрограмма «РЖД», предусматривающая «масштабное развитие железных дорог, в том числе для вывоза экспортного угля», сверстаны исходя из утвержденного уровня тарифов. Проекты по развитию железнодорожной инфраструктуры окупаются более десяти лет, указывают в компании. А привязка тарифов к конъюнктуре рынков, отличающейся высокой волатильностью, грозит снижением инвестиций в период снижения цен и необеспечением базы для наращивания объемов перевозок при улучшении конъюнктуры.
Как пишет Алексей Шило, Минэнерго и угольные компании также предложили возобновить применение понижающих коэффициентов 0,4 и 0,895 на экспортные перевозки угля. Речь идет о скидках за дальность, отмененных с 1 июня 2022 года. Изначально отмена должна была быть временной, но скидки так не были возвращены. Выступала за возврат комиссия Госсовета по энергетике, которую возглавлял экс-губернатор Кемеровский области Сергей Цивилев, ставший главой Минэнерго.
В Минэнерго «Ъ» подтвердили, что внесли предложения о возобновлении применения понижающих коэффициентов и введении скидки на тариф в 12,8%.
– Меры направлены на снижение доли логистических затрат и позволят поддержать российскую угольную промышленность в период низких мировых цен на каменный уголь, – заявили в министерстве.
Возврат скидок грозит монополии снижением доходов на ₽295 млрд в год в текущих ценах, что составляет почти 25% инвестпрограммы на 2024 год. Доходы от перевозок угля не смогут полностью возместить эксплуатационные расходы на перевозку. В письме «РЖД» более эффективным механизмом названа поддержка угольных компаний. Поддержка угольной отрасли целесообразна прямыми государственными субсидиями, а не через тариф компании, перекладывая нагрузку на других грузоотправителей.
Чистая прибыль «РЖД» в 2023 году выросла на 51%, до ₽170 млрд, а суммарные доходы – на 16%, до ₽3,17 трлн. В этом году, отмечает глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров, грузооборот падает и показатели будут ниже, поэтому скидку на все объемы угля компания может не потянуть. Монополия может давать индивидуальные скидки некоторым грузоотправителям, но от такой работы в ОАО «РЖД» отвыкли. Одновременно, добавляет эксперт, при оценке целесообразности увеличения экспорта на южном направлении нужно учитывать повысившиеся риски повреждения ключевых объектов экспортной инфраструктуры.
Напомним, ОАО «РЖД» хочет оптимизировать маршруты поставок грузов ТЭКа для Дальнего Востока. С января по март 2024 года внутрироссийские перевозки нефтяных грузов на Восточный полигон из более западных регионов выросли на 27% год к году, до 2,3 млн тонн. LR
История вопроса
Недопоставки угля в Тамань РЖД предлагает лечить договорами «вези или плати»
Угольщики «взбунтовались» против тарифов на перевалку
Из-за роста числа приоритетных грузов на Восточном полигоне «РЖД» в этом году может не вывезти на восток на экспорт около 2,3 млн тонн угля по соглашению с регионами. Монополия предлагала переориентировать часть объемов на порты Азово-Черноморского бассейна (АЧБ), в том числе Тамань, с возможным «государственным субсидированием» поставок. В Минтрансе рассматривается субсидирование поставок за счет тарифа «РЖД». Монополия имеет право давать скидки к перевозкам грузов в рамках так называемого тарифного коридора. В случае с грузами первого класса, к которым принадлежит уголь, максимальная скидка может составлять 12,8%.Недопоставки угля в Тамань РЖД предлагает лечить договорами «вези или плати»
Угольщики «взбунтовались» против тарифов на перевалку
Предоставление скидки на перевозки угля на северо-запад и юг в размере 12,8%, следует из письма Алексея Шило, «невозможно без компенсационных тарифных решений в отношении перевозок угля в восточном направлении».
Как уточняется в обращении, скидка, вероятно, потребует увеличения экспортной надбавки с 8% до 20% и корректировки соглашений с регионами, предусматривающей увеличение отгрузки на юг при снижении на восток.
Финплан и инвестпрограмма «РЖД», предусматривающая «масштабное развитие железных дорог, в том числе для вывоза экспортного угля», сверстаны исходя из утвержденного уровня тарифов. Проекты по развитию железнодорожной инфраструктуры окупаются более десяти лет, указывают в компании. А привязка тарифов к конъюнктуре рынков, отличающейся высокой волатильностью, грозит снижением инвестиций в период снижения цен и необеспечением базы для наращивания объемов перевозок при улучшении конъюнктуры.
Как пишет Алексей Шило, Минэнерго и угольные компании также предложили возобновить применение понижающих коэффициентов 0,4 и 0,895 на экспортные перевозки угля. Речь идет о скидках за дальность, отмененных с 1 июня 2022 года. Изначально отмена должна была быть временной, но скидки так не были возвращены. Выступала за возврат комиссия Госсовета по энергетике, которую возглавлял экс-губернатор Кемеровский области Сергей Цивилев, ставший главой Минэнерго.
В Минэнерго «Ъ» подтвердили, что внесли предложения о возобновлении применения понижающих коэффициентов и введении скидки на тариф в 12,8%.
– Меры направлены на снижение доли логистических затрат и позволят поддержать российскую угольную промышленность в период низких мировых цен на каменный уголь, – заявили в министерстве.
Возврат скидок грозит монополии снижением доходов на ₽295 млрд в год в текущих ценах, что составляет почти 25% инвестпрограммы на 2024 год. Доходы от перевозок угля не смогут полностью возместить эксплуатационные расходы на перевозку. В письме «РЖД» более эффективным механизмом названа поддержка угольных компаний. Поддержка угольной отрасли целесообразна прямыми государственными субсидиями, а не через тариф компании, перекладывая нагрузку на других грузоотправителей.
Чистая прибыль «РЖД» в 2023 году выросла на 51%, до ₽170 млрд, а суммарные доходы – на 16%, до ₽3,17 трлн. В этом году, отмечает глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров, грузооборот падает и показатели будут ниже, поэтому скидку на все объемы угля компания может не потянуть. Монополия может давать индивидуальные скидки некоторым грузоотправителям, но от такой работы в ОАО «РЖД» отвыкли. Одновременно, добавляет эксперт, при оценке целесообразности увеличения экспорта на южном направлении нужно учитывать повысившиеся риски повреждения ключевых объектов экспортной инфраструктуры.
Напомним, ОАО «РЖД» хочет оптимизировать маршруты поставок грузов ТЭКа для Дальнего Востока. С января по март 2024 года внутрироссийские перевозки нефтяных грузов на Восточный полигон из более западных регионов выросли на 27% год к году, до 2,3 млн тонн. LR
Тэги: РЖД, тарифная политика
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости