Российские авиакомпании вызволят из лизинга четыре десятка бортов

31 августа 2023

Страховое урегулирование обойдется в 80-96 млрд рублей

Российские авиакомпании вызволят из лизинга четыре десятка бортов

«Аэрофлот», «Уральские авиалинии» и iFly предварительно согласовали с Минтрансом выделение средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) на приобретение 40 самолетов у западных лизингодателей, пишет «Коммерсантъ».

Переоформления самолетов из иностранной собственности в российскую означает возможность их вывода из реестров Бермуд и Ирландии, что позволит летать за рубеж. «Аэрофлот» согласовал выкуп 18 самолетов ирландской AerCap, «Уральские авиалинии» – 19 бортов различных собственников, iFly – три Airbus A330 от американской Air Lease Corporation. «Аэрофлот» в начале лета планировал получить как минимум 47 самолетов, но процесс согласований не окончен.

На 13 марта 2022 года российские авиакомпании эксплуатировали 721 воздушное судно, зарегистрированное в Бермудском реестре (ВСАА), к концу года их оставалось 520, на конец июня 2023 года – 475.

Российские авиакомпании надеются рассчитаться с западными собственниками самолетов в рамках страхового урегулирования, которое разрешено санкциями Евросоюза. В случае компаний из США речь может идти и о прямом выкупе. В любом случае для проведения сделки необходима лицензия американского Минфина (OFAC). Эти лицензии по большинству сделок выдавались на три месяца и действуют до конца сентября.

У перечисленных авиакомпаний все готово для проведения расчетов. Кроме S7, которая не будет отказываться от госфинансирования, но планирует выкупать самолеты у иностранных лизингодателей и готовит заявки для подачи на рассмотрение комиссий Минтранса и Правительства.

Компания Utair согласовала переоформление девяти Boeing и будет самостоятельно привлекать средства.

Привлекательность госфинансирования снижает новое требование Минтранса: если авиакомпания получала в 2022 году субсидии за перевозки и при этом получила чистую прибыль по итогам года, то она должна всю ее направить на финансирование сделок с иностранцами. Чистая прибыль S7 за 2022 год превысила 34 млрд рублей, и только в рамках субсидии за пассажирооборот авиакомпания получила почти 23 млрд рублей.

Получавший субсидии Utair закончил год с более 4 млрд рублей чистой прибыли. «Аэрофлота» требование не коснется, так как он получил 40,5 млрд рублей убытка по РСБУ за 2022 год (без учета корректировки на новый стандарт учета аренды).

«Уральские авиалинии» получили в 2022 году 13,5 млрд рублей чистой прибыли и 9,5 млрд рублей за внутренний пассажирооборот. Все шесть самолетов iFly, летают из которых пять и получившей почти 690 млн рублей убытка, остаются в двойной регистрации, что оставило ее без зарубежных рейсов.

Условия лизинга от «НЛК-Финанс» пока неизвестны. По информации собеседника в Минтрансе, участникам встречи не предоставили на ознакомление проекта постановления, которое регулировало бы распределение средств, порядок расчетов или право пользования самолетами. Такой документ существует только для сделок с парком «Аэрофлота». Другие перевозчики беспокоились, что до конца сентября не успеют получить параметров договоров с лизингодателем и конкретных условий софинансирования из ФНБ.

Стоимость 18 среднемагистральных самолетов «Аэрофлота», по оценке аналитика канала «Мои инвестиции» Елены Сахновой, может составить от 45 млрд до 53 млрд рублей. А 19 Airbus «Уральских авиалиний» могут оцениваться в 28-33 млрд рублей. Три А330 iFly эксперт оценивает в 9-10 млрд рублей. Совокупно же речь идет о 82-96 млрд рублей.

На выкуп самолетов предусмотрено 300 млрд рублей из ФНБ. «Аэрофлот» приобрел на средства ФНБ 10 дальнемагистральных Boeing 777 и 8 Airbus А330. Все они находились не в операционном, а в финансовом лизинге, и власти ЕС еще в конце 2022 года разрешили досрочно завершать такие контракты.

Напомним, ранее стало известно, что пять российских авиакомпаний, не считая группы «Аэрофлот», согласовали условия страхового урегулирования с западными владельцами самолетов и готовы закрыть лизинговые контракты. LR

Тэги: авиакомпании, самолеты, лизинг







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх