Итальянская SuperJet придумала, как перепродать арестованную долю Объединенной авиастроительной компании

29 августа 2023

Интересантом выступает эмиратская инвесткомпания MarkAB Capital

Итальянская SuperJet придумала, как перепродать арестованную долю Объединенной авиастроительной компании

Итальянское SuperJet International (LR. совместное предприятие ОАК и Leonardo) ведет переговоры с Европейским агентством авиационной безопасности (EASA) о возможности получения европейского сертификата типа на самолет SSJ 100, держателем которого остается его производитель ПАО «Яковлев». Об этом сообщил «Коммерсантъ» со ссылкой на близкий к SuperJet International источник.

Передача сертификата и «всей технической документации на самолет» – одно из условий, при которых эмиратская инвесткомпания MarkAB Capital готова приобрести долю ОАК в SuperJet International. Сейчас эта доля арестована из-за санкций, и, по словам осведомленного собеседника в Брюсселе, параллельно SuperJet International пытается убедить власти Италии снять арест.

– Мы активно работаем над планом перезапуска компании, который станет возможным только после выполнения определенных условий и получения необходимых разрешений со стороны итальянских и российских властей, – указали в пресс-службе SuperJet International.

SuperJet International – российско-итальянское совместное предприятие, созданное в 2007 году структурами ОАК и холдингом Leonardo (LR. тогда – Finmeccanicа) для кастомизации SSJ 100 перед поставками зарубежным авиакомпаниям. Акции ОАК наряду с четырьмя самолетами SSJ в Венеции были арестованы в Италии летом 2022 года в рамках антироссийских санкций. Итальянские СМИ сообщали, что всего ОАК принадлежит 90% акций на $160 млн. В феврале этого года SJI анонсировала, что MarkAB Capital готова приобрести пакет акций ОАК в 49%. Еще 41% перешли бы к итальянской Studio Guidotti International.

В июне в SuperJet International сообщили, что инвестофис Абу-Даби (ADIO, Abu Dhabi Investment Office) одобрил проект строительства в Аль–Айне линии сборки региональных самолетов, не уточняя каких. Завод планируют сдать в 2025 году, а к 2026 году в ОАЭ и Италии может быть налажена цепочка поставок необходимых комплектующих. Размер инвестиций на первом этапе оценивается в €200 млн.

По словам источника в Брюсселе, итальянская сторона «пытается представить сделку как свершившийся факт». Но реальных подвижек нет ни в передаче сертификата, ни в разморозке акций, хотя снятие ареста с акций ОАК может произойти при масштабировании обмена замороженными активами с иностранцами.

В 2019 и 2022 годах компания MarkAB и ее индийская структура приобрели две инженерно-строительные компании в Индии. Авиационных проектов в ее портфеле пока нет. Но, по словам двух бизнес-консультантов из ОАЭ, подобная закрытость свойственна местным фондам.

EASA выдало сертификат типа A-176 на Sukhoi Superjet 100 (RRJ-95B) 3 февраля 2012 года. Процесс валидации начался параллельно с прохождением сертификации самолета в Межгосударственном авиационном комитете (МАК) в России с 2004 года. «Суперджет» стал первым российским пассажирским лайнером, сертифицированным согласно авиационным правилам CS-25 EASA, что позволило поставлять его в ЕС.

Сертификаты типа передаются редко. Один из наиболее известных случаев – покупка Airbus проекта Bombardier CSeries в 2018 году, который затем был переименован в A220. Утвержденная EASA процедура передачи сертификата типа предполагает обязательное подтверждение сертификата разработчика (Design Organisation Approvals).

В теории EASA может передавать сертификат и без участия текущего держателя, но только если он «прекратил свое юридическое существование и не может предоставить техническое заключение, связанное с поддержанием летной годности». Тогда потенциальный новый держатель должен доказать, что сможет нести ответственность за летную годность воздушных судов.

Претендент должен обладать полным комплектом рабоче-конструкторской документации, которой в случае SSJ 100 владеет только «Яковлев». Без тесного взаимодействия всех трех сторон – EASA, «Яковлева» и SuperJet International – шансы на сборку самолета в ОАЭ оценивают как минимальные.

В МАК и «Авиарегистре РФ» (Росавиация) сомневаются в готовности иностранцев заново сертифицировать самолет даже при наличии документации, чертежей, специалистов и оборудования, поскольку это займет годы.

– Если эмиратской компании удастся получить четыре SSJ, находящиеся в Венеции, опыт их эксплуатации позволит лучше понять и реализовать концепцию самолета, подготовить персонал для эксплуатации и испытаний, а также инструкторов для дальнейшей подготовки персонала, – полагает член рабочей группы ICAO Андрей Шнырев.

Напомним, в России имеется ближнемагистральный самолет – Sukhoi Superjet 100, а в 2024 году российским авиакомпаниям станут доступны серийные поставки среднемагистрального отечественного самолета МС-21. LR

Тэги: санкции, SuperJet, стратегия развития







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх