Российские экспортеры угля вышли «в плюс»

5 февраля 2021

Однако текущие успешные показатели помогут российским компаниям лишь погасить накопившиеся долги

Российские экспортеры угля вышли «в плюс»

Российские экспортеры угля существенно увеличили прибыльность своего бизнеса в начале года из-за сочетания высоких цен на энергетический уголь и снизившихся затрат на железнодорожную транспортировку, сообщает газета «Коммерсантъ».

По расчетам Argus, затраты на доставку энергетического угля из Кузбасса по железной дороге в направлении порта Усть-Луга на Балтике сократились на 24% в сравнении с январем 2020 года – до $23 за тонну. Если год назад стоимость доставки угля в Усть-Лугу составляла две трети от цены российского угля на FOB Балтика, то теперь доля затрат на транспорт снизилась до 35%. Также, по оценке Argus, экспортеры угля на Балтике получили скидки на перевалку в Усть-Луге в размере 27%.

На азиатском направлении тенденции сохраняются. Стоимость доставки энергетического угля до дальневосточного порта Восточный снизилась за год на четверть, до $27,9 за тонну. Однако из-за того, что БАМ не может пропустить большое количество поездов, экспортеры вынуждены отправлять уголь в Азию морем через Тамань и Суэцкий канал. Падение ставок на вагоны стало следствием пандемии и профицита подвижного состава. Наибольшее падение пришлось на полувагоны. По мнению экспертов, образовавшийся в конце 2019 года долгосрочный профицит полувагонов (парк достиг исторического максимума в 526 тыс. единиц) не будет устранен в ближайшее десятилетие.

Цены на уголь выросли в последнем квартале 2020 года из-за холодной зимы в Северном полушарии, хотя еще в середине 2020 года падали до минимумов. В частности, в Европе газ, который вытеснял уголь из генерации электроэнергии, подорожал, освободив нишу для дополнительных поставок. В Австралии же, которая конкурирует с Россией в поставках угля, сейчас сезон дождей и связанный с ним перебои с отгрузкой.

Сейчас, по словам Бориса Красноженова из Альфа-банка, цена угля 6000 ккал/кг FOB Рига составляет $61-62 за тонну. При доставке в европейский порт (CIF, ARA) угля с аналогичной калорийностью стоимость может составить $65-68 за тонну. Максим Худалов из АКРА отмечает, что цены в Роттердаме могут доходить до $85-87 на тонну.

Эксперты сходятся во мнении, что можно говорить о наличии у угольных компаний 15-20-процентной маржи по EBITDA в текущем моменте. Борис Красноженов отмечает, что маржа российских угольщиков зависит от наличия у них собственных вагонов и портовых мощностей. Так, поставщики угля могут зарабатывать около $10-12 за тонну на пике цен, что обеспечивает маржу в 15% на уровне EBITDA. Большую часть прошлого года российские экспортеры угля работали с рентабельностью, близкой к нулю,— по оценке АКРА, она достигается при цене энергетического угля в $50 за тонну. В 2019 году рентабельность по EBITDA угольного бизнеса крупных компаний сектора – СУЭК, «Кузбассразрезугля» – составляла в среднем около 15%.

Впрочем, в ближайшие месяцы эксперты ожидают снижения котировок.

Борис Красноженов считает, что цены в февральских и мартовских контрактах снизятся относительно января в среднем на 8%. По мнению Максима Худалова, уже к марту они опустятся до $60-70 за тонну. Это произойдет в случае, если наводнение в Австралии будет несильным. Иначе снижения цен ранее конца лета ждать не приходится, говорит аналитик.

– Но обольщаться не стоит, так как в течение прошедших полутора лет компании несли убытки, и сегодняшние успешные показатели помогают лишь погасить накопившиеся долги, – напоминает Максим Худалов.

По его мнению, всплеск цен не вызовет новые сделки по слиянию и поглощению в угольной отрасли, так как неопределенность будущего спроса на уголь ставит перед инвесторами серьезные вопросы стратегического характера. Эксперт также не ожидает значимого роста добычи.

Напомним, что летом Федеральная антимонопольная служба предложила сохранить льготные железнодорожные тарифы на перевозку угля только для портов, отвечающих экологическим требованиям. LR

Тэги: железнодорожные перевозки, уголь, порты, экспорт







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя* Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Твиттер и Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в Фейсбуке

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх