ПГК и ФГК в погоне за лидерством наступают друг другу на пятки
22 сентября 2023На долю топ–30 жд операторов по итогам Ш полугодия пришлось около 75% парка и 84,3% грузооборота
Первая грузовая компания (ПГК) и Федеральная грузовая компания (ФГК) поделили первое и второе места в рейтинге операторов INFOLine Rail Russia Top по итогам первого полугодия. ФГК по итогам раскрытия данных о выручке и прибыли впервые за несколько лет вышла на первое место, обогнав многолетнего лидера ПГК по итогам и 2022 года, и I-го квартала 2023 года. Однако позднее «Infoline–Аналитика» пересмотрела рейтинг за 2022 год, и сейчас ФГК делит первое место в нем с ПГК.
По итогам первого полугодия ПГК и ФГК продемонстрировали одинаковые показатели по сумме критериев, причем ФГК лидирует по парку в собственности и управлении, активно наращивая покупки вагонов (в 2023 году планируется закупить до 2 тыс. крытых вагонов и до 5 тыс. универсальных платформ). ПГК при этом за счет более высокой эффективности работы парка является лидером по объемам перевозок и грузообороту.
В ПГК заверили, что «стремятся к тому, чтобы делом подтверждать лидерские позиции компании на рынке» и что они продолжат фокусироваться на повышении клиентоориентированности, эффективности бизнеса и расширении его объемов.
Доля топ-10 и топ-3 операторов по всем показателям падает: по парку в управлении она сократилась на 1,2 процентного пункта (п. п.), до 51%, и на 0,6 п. п., до 21,1%, соответственно, по парку в собственности – на 0,5 п. п., до 44,9%, и на 1 п. п., до 19,8%.
Доля десяти и трех крупнейших операторов в объеме перевозок упала в обоих случаях на 0,4 п. п., до 58,7%, и до 25,5%, в грузообороте – на 1,1 п. п., до 62,9%, и на 0,6 п. п., до 25,9%.
При этом, по словам замгендиректора ОАО «РЖД» Алексея Шило, пул операторов пополняется новыми игроками, несмотря на общую стабильность рынка: в 2022 году их количество выросло на 5%.
В условиях ухудшения показателей оборота парка на сети из-за беспрецедентных объемов строительных и ремонтных работ возросли закупки новых вагонов на заводах РФ и б/у парка из стран Балтии.
С учетом изменения конъюнктуры некоторые операторы пересмотрели взгляды на свое стратегическое развитие в ряде сегментов рынка подвижного состава.
Многие операторы, которые в 2022 году получили рекордно высокую прибыль, направили средства на выкуп парка из лизинга, поскольку лизинговые ставки существенно возросли: так, только повышение ключевой ставки ЦБ в этом году с 7,5% до 13% выразилось в увеличении лизинговых платежей минимум на 500 рублей без НДС за вагон в сутки.
Покупатели подвижного состава, цены на который выросли в 2023 году на 30–40%, начали перепродавать как места в заводских очередях, так и непосредственно парк, заказанный в 2022 году по существенно более низким ценам.
Заметно увеличился разрыв между ставками аренды и оперирования на спотовом рынке и долгосрочными сервисными контрактами (например, в сегменте нефтебензиновых цистерн), что формирует риски для ряда операторов, особенно с высокой долей парка в лизинге.
Напомним, среднесуточный лизинговый платеж за полувагон после повышения ставки ЦБ в августе 2023 года до 12% стал выше среднего показателя уровня аренды по действующим долгосрочным договорам, что усложнило пополнение парка подвижного состава для операторов, которые неохотно закупают дорогие вагоны. LR
История вопроса
В первом полугодии у ФГК прибавилось работы, но не то, чтобы очень
Грузовой парк ПГК стал «менее универсальным»
Эксперт: принудительное изъятие вагонов – это «страшилка на ночь» для операторов
Рейтинг за 2022 год был уточнен после получения данных о выручке ПГК, которая по итогам прошлого года по финансовым показателям уступила только кэптивным операторам НТК и «Уголь-Транс», выручка которых включает операции с привлеченным парком, а также «Трансойлу», который финансовые показатели не раскрывает уже два года, объяснил гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров.В первом полугодии у ФГК прибавилось работы, но не то, чтобы очень
Грузовой парк ПГК стал «менее универсальным»
Эксперт: принудительное изъятие вагонов – это «страшилка на ночь» для операторов
По итогам первого полугодия ПГК и ФГК продемонстрировали одинаковые показатели по сумме критериев, причем ФГК лидирует по парку в собственности и управлении, активно наращивая покупки вагонов (в 2023 году планируется закупить до 2 тыс. крытых вагонов и до 5 тыс. универсальных платформ). ПГК при этом за счет более высокой эффективности работы парка является лидером по объемам перевозок и грузообороту.
В ПГК заверили, что «стремятся к тому, чтобы делом подтверждать лидерские позиции компании на рынке» и что они продолжат фокусироваться на повышении клиентоориентированности, эффективности бизнеса и расширении его объемов.
Доля топ-10 и топ-3 операторов по всем показателям падает: по парку в управлении она сократилась на 1,2 процентного пункта (п. п.), до 51%, и на 0,6 п. п., до 21,1%, соответственно, по парку в собственности – на 0,5 п. п., до 44,9%, и на 1 п. п., до 19,8%.
Доля десяти и трех крупнейших операторов в объеме перевозок упала в обоих случаях на 0,4 п. п., до 58,7%, и до 25,5%, в грузообороте – на 1,1 п. п., до 62,9%, и на 0,6 п. п., до 25,9%.
При этом, по словам замгендиректора ОАО «РЖД» Алексея Шило, пул операторов пополняется новыми игроками, несмотря на общую стабильность рынка: в 2022 году их количество выросло на 5%.
В условиях ухудшения показателей оборота парка на сети из-за беспрецедентных объемов строительных и ремонтных работ возросли закупки новых вагонов на заводах РФ и б/у парка из стран Балтии.
С учетом изменения конъюнктуры некоторые операторы пересмотрели взгляды на свое стратегическое развитие в ряде сегментов рынка подвижного состава.
Многие операторы, которые в 2022 году получили рекордно высокую прибыль, направили средства на выкуп парка из лизинга, поскольку лизинговые ставки существенно возросли: так, только повышение ключевой ставки ЦБ в этом году с 7,5% до 13% выразилось в увеличении лизинговых платежей минимум на 500 рублей без НДС за вагон в сутки.
Покупатели подвижного состава, цены на который выросли в 2023 году на 30–40%, начали перепродавать как места в заводских очередях, так и непосредственно парк, заказанный в 2022 году по существенно более низким ценам.
Заметно увеличился разрыв между ставками аренды и оперирования на спотовом рынке и долгосрочными сервисными контрактами (например, в сегменте нефтебензиновых цистерн), что формирует риски для ряда операторов, особенно с высокой долей парка в лизинге.
Напомним, среднесуточный лизинговый платеж за полувагон после повышения ставки ЦБ в августе 2023 года до 12% стал выше среднего показателя уровня аренды по действующим долгосрочным договорам, что усложнило пополнение парка подвижного состава для операторов, которые неохотно закупают дорогие вагоны. LR
Тэги: железнодорожные перевозки, рейтинг
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости