Объединенная зерновая компания хочет быть независимой в море

26 декабря 2022

Объем инвестиций в проект оценивается примерно в 38 млрд рублей

Объединенная зерновая компания хочет быть независимой в море

Объединенная зерновая компания (ОЗК) закажет 14 новых морских сухогрузов российского производства для перевозки зерна в развивающиеся страны и до 2025 года приобретет 5 сухогрузов на вторичном международном рынке. Об этом сообщает «РБК» со ссылкой на замглавы Минпромторга Виктора Евтухова и анонимного представителя ОЗК.

Морские балкеры-зерновозы, по словам замминистра, российская промышленность раньше не строила. Сухогрузы для перевозки зерна попали в перспективный план строительства гражданских судов до 2035 года, который в августе поручил разработать президент Владимир Путин.

Первый сухогруз для ОЗК планируют спустить на воду не ранее 2026 года. Представитель Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), крупнейшего российского производителя гражданского флота, утверждает, что конструкторские бюро ОСК обладают всеми необходимыми компетенциями для проектирования крупнотоннажных судов, в том числе балкеров-зерновозов на основании технических проектов. Сейчас на российских верфях закладывают более 290 гражданских судов.

Создание собственного грузового флота для экспорта российского продовольствия является одной из стратегических задач и важным фактором развития агропромышленного комплекса в России, отметили в пресс-службе Минсельхоза. Актуальность этого вопроса существенно возросла в 2022 году в условиях санкционного давления и отказа многих международных перевозчиков от сотрудничества с Россией.

ОЗК – государственный зерновой оператор и агент по проведению государственных закупочных и товарных интервенций. В группу ОЗК входят крупнейший российский глубоководный экспортный зерновой терминал на Черном море – Новороссийский комбинат хлебопродуктов (НКХП), специализированный терминал по перевалке и хранению зерновых, сыпучих грузов – «Портовый элеватор» в Калининграде. Железнодорожный парк ОЗК состоит из 1,6 тыс. вагонов-зерновозов.

Пятьдесят процентов плюс одна акция ОЗК принадлежат Росимуществу, оставшиеся акции у «Деметра-Холдинга» (до санкций его контролировал ВТБ). Выручка группы ОЗК в 2021 году составила 104,3 млрд рублей, чистая прибыль – 4,6 млрд рублей.

По данным Минсельхоза, на зерновую продукцию приходится более трети экспорта российской продукции агропромышленного комплекса, при этом основным способом его транспортировки являются именно морские перевозки (более 80%). Необходимо строительство крупнотоннажных судов для поставок на дальние расстояния, потребность российских экспортеров составляет 61 зерновоз, из которых 27 грузоподъемностью 40 тыс. тонн и 34 – на 60 тыс. тонн, отмечает представитель ведомства. По его словам, компания «Росагролизинг» в ближайшее время объявит заказ на разработку проектной документации для таких судов.

По расчетам ОЗК, для обеспечения бесперебойной работы терминала Новороссийского комбината хлебопродуктов и экспорта зерна в дружественные страны необходимо порядка 19 балкеров дедвейтом 40-60 тыс. тонн, говорит представитель ОЗК. Сейчас компания занимается реконструкцией терминала, она позволит увеличить мощность портовой перевалки НКХП более чем на 60%, до 11,6 млн тонн к 2025 году, обеспечив 20% годового экспорта российских зерновых культур.

Сухогрузы дедвейтом 40-60 тыс. тонн используются преимущественно для региональных перевозок (в замкнутых или примыкающих акваториях), например, в Черном и Средиземном морях, отмечает управляющий партнер «Инфра Проекты» Алексей Безбородов. В ОСК сформированы данные по предварительной потребности российских заказчиков в крупнотоннажных транспортных судах: требуемое количество балкеров типа Handysize (дедвейт 15-40 тыс. тонн) – 27 единиц, Supramax (50-60 тыс. тонн) – 24 единицы и три Kamsarmax (80-85 тыс. тонн).

Сложности с вывозом российского зерна связаны прежде всего со страхованием в том числе потому, что Черное море – зона военных рисков, отмечает руководитель отдела аналитики отраслевого агентства «ПортНьюс» Виталий Чернов.

Сухогрузы компании нужны в ближайшее время, но в связи с ограничениями со стороны судостроительных компаний их получение ожидается на горизонте 2026-2029 годов, говорит представитель ОЗК. В России сейчас негде строить такие суда, верфи заняты, поясняет Безбородов. Кроме того, балкер с точки зрения дополнительного оснащения – самый дешевый продукт, в котором нет большой добавленной стоимости. Поэтому верфи в России и мире заинтересованы в первую очередь в проектах, которые предполагают постройку серии от 20–30 балкеров, сказал эксперт.

Стоимость десятилетнего балкера (обычный возраст для их перепродажи) дедвейтом 40 тыс. тонн составляет примерно $25 млн (примерно 1,8 млрд руб. по курсу ЦБ), дедвейтом 60 тыс. тонн – от $30 млн (2,1 млрд рублец). То есть затраты на покупку пяти сухогрузов на вторичном рынке могут составить минимум $125 млн (8,8 млрд рублей).

Стоимость новых сухогрузов российского производства будет определена после создания технического проекта, говорит представитель ОЗК.

Построить сухогруз дедвейтом 40-60 тыс. тонн можно за $30-40 млн (2,1-2,8 млрд рублей), то есть покупка 14 балкеров-зерновозов может обойтись ОЗК минимум в $420 млн (29,6 млрд рублей). Минсельхоз рассматривает возможность оказания заказчикам судов государственной поддержки.

Напомним, По совместной оценке Росморречфлота и Минтранса РФ, на горизонте до 2035 года России потребуется 400 судов. Из них 30-35 единиц – это контейнеровозы вместимостью 2,5-3 тыс. TEU. Оценочный объем инвестиций в строительство – 5,5-6,5 млрд рублей. Минпромторг считает, что потребность во флоте гораздо больше – 1 500 единиц, как и объем инвестиций, который в министерстве оценили в 477 млрд рублей. LR

Тэги: ОЗК, флот, инвестиции







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх