Эксперт: емкость рынка легкого коммерческого электротранспорта не превысит 10 тыс. единиц в год

20 февраля 2023

Для реализации планов Правительства по строительству в РФ сети быстрых зарядных станций потребуется расширение производственных мощностей

Эксперт: емкость рынка легкого коммерческого электротранспорта не превысит 10 тыс. единиц в год

Правительство России строит амбициозные планы на развитие рынка электромобилей и зарядной инфраструктуры. Так, согласно утвержденной Концепции по развитию производства и использования электрического транспорта, к 2024 году в России планируется выпустить не менее 25 тыс. электромобилей и открыть более 9 тыс. зарядных станций для них. Вместе с тем к 2035 году на рынке должно появится от 55 до 87,5 тысяч электрогрузомобилей.

– Наш прогноз на ближайшие годы по емкости легкового коммерческого электротранспорта – до 10 тыс. единиц в год. Среди сдерживающих факторов, во-первых, привычка, во-вторых, существующие стереотипы (например, отсутствие зарядной инфраструктуры), в-третьих, не понимание экономической выгоды. Когда пользователи осознают, что это выгодно и экологично, переход на электротранспорт будет реализовываться быстрее, независимо от сферы применения. И в этом плане поддержка первых производителей и популяризация опыта использования грузового элеткротранспорта очень важна, – поделился Илья Рашкин, учредитель и генеральный директор ООО «Электромобили Мануфэкчуринг рус», разработчик первого российского электрогрузомобиля EVM Pro.

До конца 2024 года в РФ также должны появиться 3 000 быстрых зарядных станций мощностью 150кВт. При этом за вторую половину 2022 года (первый год реализации госпрограммы развития ЭЗС) было установлено 439 ЭЗС в 12 пилотных регионах.

При этом, по словам, все производители ЭЗС работали очень напряженно.

– Для того чтобы в 2023 году выпустить и установить порядка 900 плановых ЭЗС и в 2024 году еще более 1500 ЭЗС, потребуется расширение производственных мощностей отечественных производителей ЭЗС, на рынке производства ЭЗС должны появиться новые крупные игроки. Также, на наш взгляд, потребуется дополнительное стимулирование частных инвестиций в развитие сетей ЭЗС, – рассказал генеральный директор Green Drive Сергей Яковлев.

Меры господдержки для развития сегмента электротранспорта в РФ разработаны и внедрены. Обе компании, с которыми пообщался «Логирус», рассказали, что получили ее и тем самым несколько увеличили рост продаж. Так, компания Green Drive за прошлый год увеличила количество станций в 2,5 раза: в начале года было 10 объектов, в конце – 25 ЭЗС в активе, 20 из них – быстрых, позволяющих водителям заряжать батарею электромобиля в среднем за 30-40 минут.

Операторы зарядной инфраструктуры быстрого типа имеют возможность компенсировать часть затрат на закупленное отечественное оборудование (60% от стоимости зарядной станции, но не более 1,860 млн рублей за станцию), а также компенсацию части затрат на технологическое присоединение ЭЗС к электросетям (в размере 30% от стоимости техприсоединения, но не более 900 тыс. рублей).

– При этом госсубсидию, первую для себя, наша компания получила лишь на две быстрых станции, запущенных в Нижнем Новгороде и технопарке «Саров». Надеемся, в текущем году предусмотренные механизмы господдержки заработают на полную мощность, и субсидирование станет гарантированным и эффективным инструментом развития зарядной инфраструктуры в стране. Как инвестор, мы понимаем, что текущих мер господдержки недостаточно и предлагаем увеличить размер госсубсидий в части компенсации затрат на техприсоединение к электросетям с учетом того, что с 2023 года льготные условия техприсоединения в России отменены, – рассказал «Логирусу» Сергей Яковлев.

Отметим, что средняя себестоимость запуска в эксплуатацию одной ЭЗС быстрого типа мощностью 150кВт по госпрограмме развития ЭЗС составляет более 4,5 млн рублей. В 2022 году возможно было льготно присоединить ЭЗС к электросетям с мощностью 150кВт менее чем за 200 тыс. рублей. В 2023 году ожидаемый рост затрат на техприсоединение к электросетям до 3-4 млн рублей за одну ЭЗС. Затраты на установку могут отличаться только в стоимости техприсоединения к электросетям вне зависимости от того регион это или город-миллионник.

Как стало известно «Логирусу», Green Drive выступила с инициативой к правительству РФ о расширении локационных возможностей для установки ЭЗС по госпрограмме, включая коммерческие (ТРЦ, бизнес-центры, отели, санатории), где есть свободные электрические мощности 150кВт и не требуется технологическое присоединение к сетям электросетевой компании. По мнению представителей компании, это позволит повысить качество локаций для размещения ЭЗС, сделает их более клиентоориентированными, комфортными, и избавит инвесторов от крупных и длительно окупаемых затрат на техприсоединение к электросетям.

– Из насущных вопросов сегодня – это, во-первых, стоимость электричества на зарядной станции. Она по-прежнему высока: 15-30 рублей за кВт/ч вместо 5-6 рублей за кВт/ч. Во-вторых, дороговизна литиевых батарей. Требуется новое решение, например, создание совместного с производителем финансового продукта – пользование батареей по подписке, что позитивно сказалось бы на стоимости электромобиля. В-третьих, не были бы лишними и дополнительные меры поддержки отечественных производителей, кто взял на себя ношу локализации и сам производит автокомпоненты, – считает Илья Рашкин.

По его словам, конкуренция с китайским рынком высокая: китайские модели сейчас видятся одними из основных, кто формирует рынок сбыта. Поэтому так необходимос ускорять бизнес-процессы – спрос сейчас существенно выше предложения, и автопроизводители это хорошо понимают. Говоря о комплектующих, производитель заявил, что максимально использует компоненты российских поставщиков, а также разработки собственной R&D лаборатории.

– Мы ориентированы на максимальное применение российского сырья и комплектующих, поэтому в нашем электрогрузомобиле российская база – шасси «УАЗ Профи». Наши инженеры разработали свое техническое решение по электродвигателю, например, а также ряд станков мы разработали сами, чтобы не закупать импортные, – рассказывает Илья Рашкин. – Пока зарубежными остаются аккумуляторные ячейки, они китайского производства и ниже по стоимости.

Напомним, по данным «Автостата», с января по октябрь 2022 в России было куплено 2 090 новых электромобилей, что на 34% больше чем за 10 месяцев 2021 года. При этом как отмечают эксперты, в отчетном периоде на внутреннем рынке существенно увеличилось количество его участников. Если в 2021 году этот сегмент состоял из 41 модели 24 различных марок, то теперь их стало практически вдвое больше: 82 модели 43 брендов. LR

Тэги: электротранспорт, стратегия развития







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх