Дорога в Китай российским пиломатериалам обходится «в копейки»

28 августа 2023

Средняя стоимость транспортировки одного кубометра по сравнению с IV кварталом 2022 года упала в 6 раз

Дорога в Китай российским пиломатериалам обходится «в копейки»

Логистические расходы лесоперерабатывающих предприятий на Северо-Западе России при доставке пиломатериалов в Китай по сравнению с IV-м кварталом 2022-го и I-м кварталом 2023 года сократились со $120 до $20 за 1 куб. метр. Более того, сейчас на рынке есть спотовые предложения по цене в $4 за 1 куб. метр. Об этом сообщил «РБК» со ссылкой на президента Segezha Group (LR. владеет Сегежским ЦБК и другими активами на Северо–Западе и в Сибири) Михаила Шамолина. Ставки начали падать с весны 2023 года.

– На Северо-Западе России есть определенный дисбаланс импорта и экспорта: импорт из Китая вырос, а российских экспортных грузов не хватает, из-за этого действительно сильно упали ставки на транспортировку в контейнерах, – подтвердил топ-менеджер одного лесопромышленного предприятия, работающего в этом регионе.

По данным таможенной службы Китая, за январь-июль 2023 года поставки товаров из КНР в РФ почти удвоились, увеличившись с $36,07 млрд до $62,55 млрд.

Одной из причин резкого снижения ставок логистических услуг – накопившийся дисбаланс потоков груженых и порожних контейнеров по направлениям Запад-Восток и Восток-Запад: затоваривание контейнеров в Москве и Санкт–Петербурге.

Для объективной оценки ситуации на рынке пиломатериалов нужно рассматривать ситуацию в комплексе, с учетом второго центра лесопиления России – Сибири, указывает Шамолин. Там с начала 2023 года существует огромный дефицит контейнеров, поэтому сейчас цена доставки в контейнерах с сибирских лесоперерабатывающих заводов в Китай составляет $55 за 1 куб. метр и более. До кризиса стоимость логистики из Сибири, которая значительно ближе к китайскому рынку, составляла $20, c Северо-Запада – $40. Оптимальная средняя цена доставки с Северо-Запада и из Сибири $30–35 за 1 куб. метр, что позволит конкурировать с производителями из Северной Америки и Европы на рынке Китая, полагает эксперт.

Ставки отправок грузов в контейнерах с Северо-Запада России на восток низкие по причине серьезной конкуренции среди операторов за экспортный груз в направлении Китая, говорит представитель крупнейшего в России железнодорожного контейнерного оператора «Трансконтейнер» (входит в группу компаний «Дело»).

В Московском транспортном узле образовался значительный профицит порожних контейнеров при существенной потребности в них в экспортообразующих регионах Сибири.

– Действительно есть нехватка контейнерного оборудования. Это связано с ограничениями на железной дороге на досыл порожних контейнеров на небольшие расстояния с крупных узловых станций Сибири на небольшие станции в этом же регионе, – подтверждает представитель транспортной группы FESCO, которая занимается перевозками грузов в контейнерах (по железной дороге и по морю) и договорилась о перевозке грузов Segezha Group в Азию на Петербургском экономическом форуме в июне 2023 года.

Дефицит порожних вагонов имеется на морских терминалах Дальнего Востока и сухопутных терминалах Дальневосточного федерального округа для загрузки импорта.

– В результате, чтобы обеспечивать возврат контейнеров в логистическую цепочку, операторам необходимо обеспечивать загрузку контейнеров по сниженной ставке для подсыла емкости в Сибирь и на Дальний Восток, – жалуется представитель «Трансконтейнера».

– Ставки с Северо-Запада действительно упали, а в Сибири исторический дефицит, потому что РЖД не разрешает подавать туда порожняк, в итоге экспортные товары не могут нормально уехать оттуда (Красноярская и Восточно-Сибирская железные дороги), – присоединяется к этому мнению источник из транспортных компаний.

ОАО «РЖД» совместно с контейнерными операторами вырабатывают решения, направленные на обеспечение подвода контейнеров в регионы путем формирования попутной загрузки либо пополняя существующие контейнерные маршруты порожними контейнерами, но не более 50% от состава.

– Помимо краткосрочных скачков ставок транспортных компаний нужно анализировать среднесрочные и долгосрочные тенденции в логике развития мощностей Восточного полигона, РЖД в целом, необходимости загрузки порта Санкт-Петербург, баланса экспортных и импортных операций России в целом, – полагает Шамолин.

Сейчас снизились ставки не только на железнодорожные, но и на морские контейнерные перевозки. Например, в прошлом году на пике стоимость доставки в Китай через порт Санкт–Петербург составляла $7 тыс. за контейнер, сейчас – $1,2-1,3 тыс. за контейнер, что соответствует $25 за 1 куб. метр.

Резкое падение ставок продлится недолго, утверждают аналитики.

– В этих условиях ключевым решением по поддержке отрасли стали государственные субсидии для лесопромышленного комплекса на компенсацию логистических затрат. Этот инструмент уже показал свою эффективность, и мы надеемся, что он и дальше будет использоваться для поддержки российского ЛПК как одного из наиболее пострадавших от санкций секторов экономики, – говорит представитель «Свезы».

Помимо сохранения транспортных субсидий российским лесопромышленникам может помочь привлечение крупных грузоперевозчиков для работы по маршрутам, проходящим через порты Северо-Запада и Дальнего Востока. Помимо этого, компаниям требуется поддержка при заключении межправительственных соглашений, они также нуждаются в новых финансовых маршрутах и инфраструктурных финансовых решениях для осуществления международных взаиморасчетов.

– Мы ждали роста спроса на пиломатериалы на китайском рынке с момента отмены ковидных ограничений. В марте 2023 года рынок действительно пошел вверх, но уже в апреле цены пошли вниз и растеряли весь рост, – рассказывает топ-менеджер лесопромышленного предприятия, работающего на Северо-Западе.

В августе рост цен в Китае возобновился. Например, еловые пиломатериалы в Шанхае подорожали с $185-190 до $230 за 1 куб. метр.

Сложности на рынке Китая признает и глава Segеzha Group Михаил Шамолин: там после отмены «крайне жестких» антиковидных ограничений не до конца восстановился рынок, и спрос на пиломатериалы отстает от предложения. По оценкам главы одной из лесопромышленных компаний, в 2023 году общий спрос на пиломатериалы в Китае снизится с 80 млн до 50 млн куб. метр.

Напомним, ранее Президент РФ Владимир Путин поручил Правительству увеличить размер компенсации транспортных затрат при экспорте и проработать субсидии для вывоза продукции деревообработки на морские перевозки через порты Север-Запада, а также получить отсрочку по платежам за аренду лесных участков. LR

Тэги: Китай, экспорт древесины, меры поддержки, ставки







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх