Чтобы держать топливные цены «в узде», подправили Налоговый кодекс

14 февраля 2022

Также будет повышен размер компенсации с 68% до 83% от разницы между экспортной и индикативной ценой на бензин

Чтобы держать топливные цены «в узде», подправили Налоговый кодекс

Правительство РФ согласовало корректировку Налогового кодекса для изменения компенсаций нефтяникам за сдерживание цен на бензин и дизтопливо в рамках демпферного механизма. Об этом сообщает «РБК».

Демпферный механизм, введенный в 2019 году, нужен для стабилизирования цен на нефтепродукты на внутреннем рынке вне зависимости от колебания стоимости нефти в мире. При высоких экспортных ценах на нефть НПЗ получают компенсацию в виде отрицательного акциза, а при очень низких, наоборот, должны заплатить в бюджет.

В 2021 году индикативная цена на бензин была снижена на 4 тыс. рублей, до 52,3 тыс. рублей за тонну. Планировалось, что она будет частично восстановлена с 1 января 2022 года.

– Это могло повлиять на розничные цены, поэтому от этого восстановления решено отказаться, – заявлял ранее в конце декабря в интервью РБК вице-премьер Александр Новак.

Он тогда говорил, что индикативная цена в 2022 году будет индексирована на 3%, то есть значительно ниже инфляции.

Глава Федеральной антимонопольной службы Максим Шаскольский предлагал вообще не индексировать этот параметр цены, оставив его на уровне 2021 года. Но в итоге решили сохранить темп индексации в 2022 году, заложенный в Налоговом кодексе, – на 5,5%, до 55,2 тыс. рублей.

К тому же будет повышен размер компенсации с 68% до 83% от разницы между экспортной и индикативной ценой на бензин (остальное нефтяные компании берут на себя), рассказывал Александр Новак

– Мы считаем, что это смягчит ситуацию с давлением на рост цен в рознице, – заявлял Новак.

Теперь законопроект о такой корректировке демпфера будет внесен в Госдуму. Он может вступить в силу уже в апреле. Это делается для того, чтобы компенсации нефтяникам были увеличены перед уходом НПЗ на весенние ремонты и началом роста спроса на топливо.

В пресс-службе Минфина не ответили на вопрос о сроках начала действия изменений в формуле демпфера. Однако 21 января замглавы Минфина Алексей Сазанов говорил, что поправки заработают только с 1 июля и демпфер не будет корректироваться задним числом, так как это приведет к выпадающим доходам бюджета.

– Мы это будем делать на будущее. Основная наша цель – эти системные решения, которые в долгосрочной перспективе в большей степени обеспечат защиту потребителя, – подчеркивал он.

Ускоренное принятие поправок в демпферный механизм может принести нефтяникам дополнительно 200-300 млрд рублей компенсаций, оценивали эксперты KPMG.

– Настройка демпфера необходима, чтобы сделать розничный бизнес прибыльным и рентабельным, чтобы обеспечить инвестиции в эту отрасль. Та настройка, которая обсуждалась и должна быть проведена в начале следующего года, позволят эту задачу решить, – говорил гендиректор «Газпром нефти» Александр Дюков в декабре 2021 года.

По его словам, на тот момент рентабельность бизнеса АЗС была на уровне нуля или даже отрицательной, а хуже всего ситуация отражалась на независимых АЗС, которые переставали инвестировать в бизнес.

В случае более раннего вступления в силу корректировок демпфера в 2022 году – в апреле, а не в июле – Правительство поможет бизнесу независимых владельцев АЗС, признает вице-президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев.

– Сезонный рост оптовых биржевых цен на топливо в этом случае не будет резким и скачкообразным, что поможет независимым АЗС создать нужные запасы бензина и дизеля, избежать их дефицита и не разориться весной и летом, – рассказал Гусев.

По оценкам экспертов Независимого топливного союза, рост оптовых цен на топливо традиционно начинается весной с сезоном ремонтов на НПЗ, а их пик приходится на май-июнь. Розничные цены догоняют оптовые через две-четыре недели, но по согласованию с правительством нефтяники сдерживают их на своих АЗС в пределах инфляции, а независимые владельцы станций вынуждены также их сдерживать, опасаясь потерять клиентов. В результате владельцы АЗС терпят убытки.

Резкий рост оптовых цен выше индикативных грозит нефтяникам невыплатой демпфера, поэтому они будут стараться не допускать таких случаев, надеется Гусев. Он считает, что цены на заправках не вырастут выше инфляции.

По информации Росстата, в 2021 году розничные цены на бензин в России выросли в среднем на 8,8%, незначительно превысив темпы годовой инфляции (8,39%).

– По данным Центрального диспетчерского управления (ЦДУ) ТЭК и Федеральной антимонопольной службы, отслеживающих значительно большее количество АЗС, рост розничных цен на АИ-92 за период с начала года по 24 декабря составил 7,8%, на Аи -95 – 7,6%, – приводил данные Новак.

Годовая инфляция в России в январе 2022 года ускорилась до 8,73 против 8,39% в декабре 2021 года. За неделю с 31 января по 4 февраля средняя стоимость бензина в рознице выросла на 0,5%, до 50,86 рублей за литр. Цена бензина Аи-92 не изменилась (47,56 рублей за литр), Аи-95 подорожал на 8 коп., до 51,58 рублей, Аи-98 – на 21 коп., до 59,9 рублей. Дизельное топливо за первую неделю февраля подешевело впервые с сентября 2021 года на 25 коп., до 54,62 рублей за литр.

Напомним, к началу ноября 2021 года стоимость авиакеросина и дизельного топлива в оптовом звене побила очередной исторический рекорд на фоне высокого спроса. LR

Тэги: топливо, цены, регулирование, демпфер







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх