Разница в оптовых и розничных ценах на бензин некоторые АЗС до добра не доведет

10 сентября 2021

В зоне риска – независимые «заправки»

Разница в оптовых и розничных ценах на бензин некоторые АЗС до добра не доведет

Над некоторыми АЗС навис риск банкротства из-за разницы в темпах роста оптовых и розничных цен на бензин, пишет «РБК». С начала 2021 года оптовые цены на бензин в России выросли на 20-30% в зависимости от вида топлива, а розничные – всего на 3-6%.

О риске банкротства для части независимых АЗС, занимающих 60% рынка, предупредил директор по развитию и операционному управлению сети АЗС «Шелл» в России Виталий Маслов.

По его словам, сеть Shell уже восемь месяцев генерит 1,5 рубля убытка с каждого проданного литра бензина.

– В такой ситуации бизнес себя чувствует очень некомфортно. Я думаю, что на длинном плече эта ситуация не имеет права быть, потому что начнется элементарная череда банкротств, – заявил господин Маслов.

Вертикально интегрированные компании, которые помимо звена топливной розницы имеют переработку, оптовые продажи и продажи за рубеж, являющиеся высокомаржинальными, имеют возможность оперировать интегрированной маржой, считает Маслов.

Проблема кроется в том, что в России две трети бизнеса топливной розницы в руках независимых игроков – они не производят топливо и не продают его в опт, а покупают его на бирже, поясняет «РБК».

– Здесь начинаются проблемы. У нас нет интегрированной маржи, мы можем зарабатывать только на топливной рознице, которая сейчас нерентабельна. Мы сейчас генерируем 1,5 рубля убытка с каждого проданного литра бензина. Это продолжается на протяжении уже восьми месяцев, – подчеркнул Виталий Маслов.

Такое положение дел привело даже к тому, что многим независимым сетям банки отказывают в кредитах.

Общая убыточность торговли на АЗС бензином АИ-92 наблюдается с начала 2021 года, а с марта оказалась на уровне нуля маржинальность реализации АИ-95 и летнего дизтоплива. К середине июля средняя по России чистая маржа розничной продажи бензина составила минус 1,3 рубля на литр, АИ-95 и летних сортов дизтоплива – минус 0,3 рубля на литр.

Тормозят развитие топливной розницы и существующие ставки эквайринга.

– Сейчас наблюдается диспаритет комиссии за эквайринг для предприятий топливной розницы (и не только) и рентабельности продаж в данной отрасли в России при существенном росте доли транзакций по банковским картам до 70% в 2021 году, – указывает Маслов.

По мнению эксперта, сложившаяся система ставок по эквайрингу для сетей АЗС (около 1,5% от стоимости товаров) давно устарела. Ее необходимо пересмотреть и привести в соответствие со ставками ресторанов быстрого питания (0,9-1%). Сейчас на эквайринговую комиссию сети АЗС тратят до 20% от валового дохода с топливных продаж, пишет «РБК».

Среди прочих мер, в России действует демпферный механизм – топливные производители получают выплаты из бюджета для сдерживания цен на розничном рынке. Но поддержка эта ориентирована на крупные нефтяные компании, которые владеют своими сетями НПЗ и АЗС – им в такой ситуации не так страшен рост оптовых цен, но такая ситуация грозит серьезными убытками для независимых сетей АЗС, которые не «опираются» на производителя, разъясняют эксперты издания.

В августе «Логирус» писал, что Минэнерго России и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выступили с рекомендацией временно повысить биржевые объемы продаж бензина – до 12% от объема производства и дизельного топлива – до 8,5% с целью сдержать рост розничных цен на топливо.

С тех пор бензин АИ-92 подешевел на бирже почти на 5%, до 54 800 рублей, АИ-95 – на 2,7%, до 58 400 рублей за тонну. Теперь в Правительстве не видят рисков роста цен на бензин, наоборот, есть вероятность снижения его стоимости осенью, приводит слова вице-премьера РФ Александра Новака «РБК».

– Эти дополнительные меры помогли добиться, чтобы на бирже ушел ажиотаж, и цена частично скорректировалась. Поэтому я думаю, что с традиционным падением спроса с наступлением осени она будет еще более нормальной, – резюмировал господин Новак.

Напомним, что в начале июля стоимость 95-го бензина приблизилась к максимуму за всю историю торгов на Санкт-Петербургской бирже. Цены на топливо пошли вверх за стоимостью нефти, на которую повлияло отсутствие решений по сделке ОПЕК+. LR

Тэги: топливо, Shell, цены на бензин, прогнозы, регулирование цен







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя* Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Твиттер и Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в Фейсбуке

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх