Бизнес ощущает раздвоенность: оптимизм или неуверенность в будущем?
17 февраля 2021Оптимизм бизнеса связан с ожиданиями роста прибыли и спроса, но неуверенность в будущем сохраняется

Опрос Центра стратегических разработок (ЦСР) показал существенное улучшение настроений бизнеса в начале 2021 года, пишет «Коммерсантъ». Оптимизм связан с ожиданиями роста прибыли, выручки и спроса на продукцию. Многие компании рассчитывают на возвращение к докризисным показателям уже к 2022 году. Впрочем, оптимизм может оказаться временным: эксперты указывают, что улучшение настроений бизнеса сопровождается существенным ростом неопределенности по поводу своего ближайшего будущего.
Впрочем, сейчас эксперты обращают внимание на эффект низкой базы, который объясняет оптимизм респондентов вне зависимости от отрасли.
– Нет индустрий, которые полагают, что будут менее эффективными, чем в 2020 году,— отмечает вице-президент ЦСР Лора Накорякова.
Приведенный индекс рассчитывается на основе ожиданий выручки, операционной прибыли, численности сотрудников, средней зарплаты и спроса на конечную продукцию. Наиболее заметен рост показателей по выручке (+9,4 процентного пункта, п. п.) и прибыли (+7,5 п. п.) — более половины компаний ожидают их роста в 2021 году (на 15% и 12% соответственно). Менее заметны изменения относительно расширения штата (+1,1 п. п.) и роста зарплат (3,4 п. п.). Эксперты считают, что такую динамику может объяснять влияние мер господдержки на занятость. Четверть респондентов признались, что эти меры позволили им сохранить штат и зарплаты.
Ключевыми можно назвать ожидания компаний по части восстановления спроса (+6,7 п. п.). Этот фактор указывался в качестве ключевого барьера, мешающего восстановлению. Лишь 3% компаний ожидают сокращения спроса (48% по итогам 2019 года), тогда как 49% рассчитывают на его рост (ранее — 15%).
При этом почти 50% компаний ожидают, что рост спроса будет сопровождаться увеличением цен на продукцию и услуги (в среднем на 8–10%).
Отметим, что ранее на проинфляционные риски ускоренного восстановления спроса указывали в ЦБ. Бизнес же опасается, что гипотетический рост цен на 15% (при условии сохранения цен конкурентов) окажет значительное влияние на продажи. На риск потерять всех клиентов указали 18%. Впрочем, такой избирательный рост на рынке вряд ли возможен.
Вместе с улучшением настроений опрос показывает снижение спроса компаний на господдержку (минус 30 п. п.), однако по-прежнему в ней нуждается более половины компаний (52%), а треть называет ее основным стимулом развития бизнеса. В целом компании оценили доступность мер господдержки на уровне выше среднего, однако их достаточность и эффективность — ниже среднего.
Ключевым фактором восстановления респонденты ожидаемо называют разрешение ситуации с COVID-19 (39%), а главным барьером — локдаун (48%). Почти две трети компаний говорят о надеждах на восстановление уже к началу 2022 года. Впрочем, эксперты обеспокоены ростом неопределенности: в конце 2020 года только 5% не знали, смогут ли они восстановиться до докризисных показателей. Теперь таких компаний 21%.
– Для того чтобы бизнес-климат и в целом ситуация в экономике достигли докризисного периода, положительная динамика должна сохраняться на протяжении восьми месяцев, — указывает Лора Накорякова.
Напомним, что ранее Министр экономики и развития РФ Максим Решетников сообщал: экономика РФ достаточно неплохо восстанавливалась в августе и сентябре, но в октябре на фоне второй волны пандемии у бизнеса проявились тревожные настроения и ожидания. LR
История вопроса
В прошлом году в России закрылась каждая шестая компания
Российская экономика уже в этом году может «уйти в плюс»
Российская экономика взяла паузу в восстановлении
ЦСР в январе опросил более 6 тыс. компаний и зафиксировал индекс бизнес-климата на уровне 105,6% по сравнению с 2020 годом. Заметим, что в прошлом году к 2019-му его значение было равно 97,5%.В прошлом году в России закрылась каждая шестая компания
Российская экономика уже в этом году может «уйти в плюс»
Российская экономика взяла паузу в восстановлении
Впрочем, сейчас эксперты обращают внимание на эффект низкой базы, который объясняет оптимизм респондентов вне зависимости от отрасли.
– Нет индустрий, которые полагают, что будут менее эффективными, чем в 2020 году,— отмечает вице-президент ЦСР Лора Накорякова.
Приведенный индекс рассчитывается на основе ожиданий выручки, операционной прибыли, численности сотрудников, средней зарплаты и спроса на конечную продукцию. Наиболее заметен рост показателей по выручке (+9,4 процентного пункта, п. п.) и прибыли (+7,5 п. п.) — более половины компаний ожидают их роста в 2021 году (на 15% и 12% соответственно). Менее заметны изменения относительно расширения штата (+1,1 п. п.) и роста зарплат (3,4 п. п.). Эксперты считают, что такую динамику может объяснять влияние мер господдержки на занятость. Четверть респондентов признались, что эти меры позволили им сохранить штат и зарплаты.
Ключевыми можно назвать ожидания компаний по части восстановления спроса (+6,7 п. п.). Этот фактор указывался в качестве ключевого барьера, мешающего восстановлению. Лишь 3% компаний ожидают сокращения спроса (48% по итогам 2019 года), тогда как 49% рассчитывают на его рост (ранее — 15%).
При этом почти 50% компаний ожидают, что рост спроса будет сопровождаться увеличением цен на продукцию и услуги (в среднем на 8–10%).
Отметим, что ранее на проинфляционные риски ускоренного восстановления спроса указывали в ЦБ. Бизнес же опасается, что гипотетический рост цен на 15% (при условии сохранения цен конкурентов) окажет значительное влияние на продажи. На риск потерять всех клиентов указали 18%. Впрочем, такой избирательный рост на рынке вряд ли возможен.
Вместе с улучшением настроений опрос показывает снижение спроса компаний на господдержку (минус 30 п. п.), однако по-прежнему в ней нуждается более половины компаний (52%), а треть называет ее основным стимулом развития бизнеса. В целом компании оценили доступность мер господдержки на уровне выше среднего, однако их достаточность и эффективность — ниже среднего.
Ключевым фактором восстановления респонденты ожидаемо называют разрешение ситуации с COVID-19 (39%), а главным барьером — локдаун (48%). Почти две трети компаний говорят о надеждах на восстановление уже к началу 2022 года. Впрочем, эксперты обеспокоены ростом неопределенности: в конце 2020 года только 5% не знали, смогут ли они восстановиться до докризисных показателей. Теперь таких компаний 21%.
– Для того чтобы бизнес-климат и в целом ситуация в экономике достигли докризисного периода, положительная динамика должна сохраняться на протяжении восьми месяцев, — указывает Лора Накорякова.
Напомним, что ранее Министр экономики и развития РФ Максим Решетников сообщал: экономика РФ достаточно неплохо восстанавливалась в августе и сентябре, но в октябре на фоне второй волны пандемии у бизнеса проявились тревожные настроения и ожидания. LR
Тэги: экономика, бизнес, ЦСР, бизнес-климат
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Новости по теме
Другие новости рубрики

