Бензин с дизель не увидят предела

24 ноября 2023

Искусственное сдерживание цен дестимулирует инвестиции в модернизацию НПЗ и развитие заправочных сетей

Бензин с дизель не увидят предела

Введение регулирования цен на бензин и дизель на внутреннем рынке приведет к искажению рыночного ценообразования, лишает стимулов инвестиции в модернизацию НПЗ и развитие сетей АЗС, полагают в кабмине, сообщает «Forbes».

Когда биржевые цены практически ежедневно обновляли исторические рекорды, а в некоторых регионах пожаловались на рост цен и перебои с поставками топлива, часть экспертов увидела проблему в сером экспорте.

Осенью 2023 года группа депутатов от ЛДПР во главе с Леонидом Слуцким внесла в Госдуму законопроект об установлении правительством предельно допустимых розничных цен на бензин и дизель и порядка их установления. Под предельно допустимыми понимались розничные цены, выше которых это топливо не может быть реализовано потребителям. При этом срок их действия не должен составлять менее трех лет и более пяти лет, если иное не установлено кабмином.

Соответствующие изменения должны были быть внесены в закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ». Предполагалось, что в случае принятия он должен вступить в силу с 1 января 2024 года.

Правительство отказался поддержать инициативу, потому что прилагаемые к законопроекту материалы не содержали никакого анализа и оценки влияния введения предлагаемых мер на розничные рынки бензина и дизеля.

«В цену товаров включаются затраты на производство, транспортные расходы, оптовая наценка, затраты на реализацию продукции и иные издержки, в том числе налоговые (акцизы, НДПИ, НДС, налог на прибыль) и связанные с доставкой топлива в отдаленные районы с низкой плотностью населения. С учетом указанных факторов хозяйствующие субъекты, осуществляющие розничную продажу товаров, самостоятельно принимают решения о ценах на них», – говорится в проекте отзыва Правительства на законопроект.

В документе отмечается, что «введение госрегулирования цен на внутреннем рынке моторных топлив приведет к искажению свободного рыночного ценообразования, дестимулирует инвестиции в модернизацию НПЗ и развитие сетей АЗС, создаст ситуацию недостаточности стимулов поставок топлива на внутренний рынок, что в свою очередь создаст предпосылки возникновения дефицита» и приведет к неконтролируемому росту цен.

– Госрегулирование цен в России невозможно. Пока мы существуем в относительно рыночной ситуации. С одной стороны, оптовый биржевой рынок полностью подвержен влиянию иностранных котировок, с другой – розничные цены таргетируются по инфляции. Переход к такому регулированию в одной отрасли невозможен – необходим тогда комплексный подход, – считает зампред наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев.

Переход к госрегулированию может грозить закрытием независимых АЗС и возникновением дефицита топлива.

Введение регулируемых цен потребовало бы глубокого перестроения налоговой системы. К примеру, пришлось бы пересмотреть главу 22 («Акцизы») и статью 200 («Налоговые вычеты») Налогового кодекса РФ. Также потребовала бы пересмотра доходная часть бюджета страны, полагает заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.

– Кроме того, уже существует система, устанавливающая верхний предел роста — договоренность с нефтяными компаниями о том, что розничные цены на автобензин и дизельное топливо не должны расти выше уровня инфляции. Соглашение сдержало розничную стоимость в этом году, ведь в сочетании с биржевым принципом оптового ценообразования в августе-сентябре цена на стелах АЗС должна была превышать средние наблюдавшиеся уровни примерно на 10 рублей за литр, – отметил Фролов.

По его мнению, «если уж выходить с инициативой о верхнем пределе стоимости, то неплохо было бы придумать иной принцип ценообразования в оптовом сегменте» в противном случае это «может вызвать хронический дефицит топлива».

Правительство России сняло запрет на экспорт летнего дизельного топлива в связи с насыщением внутреннего рынка, сообщает пресс-служба Минэнерго. В ведомстве пообещали, что будут продолжать мониторить цены на топливо на внутреннем рынке и принимать при необходимости соответствующие меры.

– В течение прошедших двух месяцев при сохранении высоких объёмов переработки нефти на НПЗ обеспечено насыщение внутреннего рынка товарным дизельным топливом всех сортов и автомобильным бензином, в том числе в биржевом канале реализации, – пояснили в ведомстве.

Напомним, в октябре 2023 года на совещании у вице-премьера по ТЭКу Александра Новака с участием нефтекомпаний не было принято решение о либерализации запрета на экспорт топлива, но Минэнерго поручили разработать критерии для постепенной отмены экспортных ограничений. LR

Тэги: топливо, ценовая политика, законодательство







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх