Инфраструктурные проекты государственно-частного партнерства выйдут за рамки бюджета

22 марта 2023

Дополнительные расходы можно покрыть за счет заемных средств, но возможен и отказ от части проектов, считают эксперты

Инфраструктурные проекты государственно-частного партнерства выйдут за рамки бюджета

Фактические расходы на строительство не менее половины проектов государственно-частного партнерства (ГЧП), которые планируют ввести в эксплуатацию до конца 2025 года, могут оказаться выше плановых на 20-40%. Такой прогноз содержится в исследовании Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА).

Согласно данным Национального центра ГЧП (входит в группу ВЭБа), общий объем инвестиций в такие проекты в 2022 году составил 5,4 трлн рублей. Исходя из этого, в самом консервативном сценарии, если риск подорожания реализуется, то превышение может составить от 1 до 2 трлн рублей до 2025 года, сообщил «РБК» со ссылкой на заместителя директора группы рейтингов структурированного и проектного финансирования АКРА Альфию Васильеву.

При этом она отметила, что это «грубый, ориентировочный подсчет», который не учитывает географические и отраслевые особенности проектов, форму и стадию реализации и другие факторы.

Проекты ГЧП предполагают, что для создания какого-либо объекта привлекаются бюджетные деньги плюс средства частных инвесторов. По такой схеме могут строиться дороги и другие объекты транспортной инфраструктуры, школы, больницы и т.п. В 2022 году объем заключенных соглашений ГЧП составил 765 млрд рублей, из них на частные инвестиции пришлось 486 млрд рублей.

Оценка АКРА о риске увеличения стоимости проектов основана на анализе ретроспективных кейсов, по которым этот риск материализовался. В агентстве также оценивали финансовые модели по реализуемым сейчас проектам, меняя параметры отдельных показателей (цены, стоимость работ). Полученные данные аналитики экстраполировали на оценку по всему рынку, с учетом опросов респондентов, работающих в этой сфере.

Диапазон в 20-40% означает, что в оптимистичном сценарии, рассмотренном АКРА, превышение в среднем составит 20%, а в худшем – до 40%. Оптимистичный сценарий предполагает, что не произойдет ухудшения макроэкономической ситуации. Пессимистичный – факторы риска, такие как колебания валютного курса, повышение ключевой ставки ЦБ, инфляция, нарушение логистических цепочек поставок комплектующих и материалов и отток квалифицированной рабочей силы, будут иметь продолжительное воздействие и компании до конца второго квартала 2023 года с ними не справятся.

Риск превышения капитальных затрат по проектам действительно очень высок, говорит управляющий директор по юридическому сопровождению проектов Национального центра ГЧП Анна Батуева. По ее словам, это связано с тем, что на старте стоимость проектов оценивается расчетным образом, то есть без проведения проектно-изыскательских работ. Стоимость строительства может вырасти за счет проведения дополнительных работ для подготовки земельного участка, подведения коммуникаций и т.п. Необходимость всех этих мероприятий становится понятной только после этапа проектирования.

– Также рост капитальных затрат связан с тем, что цены на строительные материалы, оборудование и ресурсы постоянно растут, и этот рост существенно усилился в результате санкционных ограничений, – поясняет Батуева.

Гендиректор Национальной ассоциации инфраструктурных компаний (НАИК) Мария Ярмальчук напомнила, что в феврале-марте 2023 года произошел рост цены на арматуру в пределах 15-20%. В начале марта министр строительства и ЖКХ Ирек Файзуллин, выступая с трибуны Госдумы, обратился к Федеральной антимонопольной службе проверить рост цен на стройматериалы.

– Ситуация может быть еще пессимистичнее в плане доли проектов, которых может коснуться такое удорожание. Их доля может достигать даже 60%, потому что в зоне риска проекты, которые находятся на ранних стадиях – финансового закрытия, подготовки и начала строительства, – размышляет гендиректор аналитической компании Sherpa Group Александра Галактионова.

Источниками покрытия дефицита могут стать те же источники финансирования, что и первоначальные: бюджетные выплаты и внебюджетные средства (кредиты, акционерные займы), которые, в свою очередь, в дальнейшем должны компенсироваться за счет бюджетных выплат.

В АКРА отмечают, что проблему подорожания проектов могла бы решить диверсификация источников финансирования проектов, а именно – «использование длинных денег для рефинансирования качественных проектов с высоким уровнем кредитного рейтинга». Привлечение дополнительного финансирования возможно за счет размещения различных форм облигаций, в том числе сложноструктурированных выпусков. Сейчас такие облигации проектного финансирования не очень развиты, в том числе из-за того, что процесс структурирования первого выпуска обычно занимает не меньше шести месяцев.

По данным Мосбиржи, на 1 марта 2023 года было размещено 69 выпусков облигаций проектного финансирования, выпущенных 13 эмитентами, на общую сумму 188 млрд рублей.

Если фактические расходы на проект значительно возрастают, инвесторы могут пойти на переговоры с концедентом (представителями властей в проекте) и обсудить условия реструктуризации проекта. При массовом удорожании, вероятно, государство будет искать системное решение проблемы, как, например, постановление об изменении условий соглашений, которое было принято на фоне резкого скачка цен в 2021 году. Но и оно устанавливало предел изменения цены на уровне 30%.

Из-за роста затрат возможна отмена реализации отдельных проектов, но такие случаи будут редкими, говорит Галактионова. Это может произойти для проектов на ранних стадиях и из менее приоритетных в кризис сфер, поясняет она. Пострадать могут проекты по созданию объектов культурной и спортивной сферы, а также крупных региональных объектов в транспорте, которые сам регион не может построить полностью за свой счет, а федеральный центр может отложить финансирование.

Риски нереализации отдельных проектов очень высоки, поскольку одновременно с ростом цен растет дефицит бюджетов. Но это риски не только рынка ГЧП, а всей сферы, связанной со строительством и реконструкцией инфраструктуры.

В Национальном центре ГЧП отмечают, что больше всего в зоне риска проекты, по которым первоначальная стоимость рассчитывается исходя из нормативов цен строительства, которые давно не актуализировались. В меньшей мере проекты, по которым стоимость рассчитывается по объектам-аналогам и в которых изначально закладывается возможность будущего роста стоимости строительства.

Напомним, в 2020 году Минэкономразвития закончило подготовку изменений в законы о концессиях и государственно-частном партнерстве. LR

Тэги: инфраструктура, ГЧП, прогнозы, АКРА







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости